Архетип Любящего: без любви все - грех

Автор: Некеле 13 Март 2018
Архетип Любящего: без любви все - грех

Написано для проекта Хло-Фло "Ролевые Гардеробы"  Здесь можно будет прочитать все мои работы для проекта и вокруг него по тегу "архетипы". А в комментариях приглашаю обсуждать и задавать вопросы. Кроме этого, на здешнем форуме есть целый раздел, посвященный архетипам, где тоже есть мои тексты с обсуждениями.

ЛЮБЯЩИЙ/ЛЮБОВНИК/ЭСТЕТ/РОМАНТИК – КТО ВСЕ ЭТИ ЛЮДИ?

Я приступала к этому тексту с желанием «буду краток»(с), но не вышло. Потому что внезапно пути мои пересеклись в работе с двумя яркими представителями архетипа. И тут я осознала, что раньше я не очень их понимала. И вообще была в полушаге от того, чтобы слить архетип. А раз уж мне дали возможность увидеть и соприкоснуться, пришлось написать все это, потому что аж пальцы жжет.

Все большое человеческое приключение рулится двумя огромными силами. Сабина Шпильрейн, ученица Зигмунда нашего Фрейда, определила их как инстинкт жизни и инстинкт смерти, Либидо и Мортидо. Эту же парочку многие знают, как Эрос и Танатос.

Танатоса мы пока тревожить не будем, нам бы с его спутником разобраться.

Что происходит с человеком, когда он рождается? Он поглощает либидо, он впитывает витальность, растворенную в тепле рук, в молоке матери, в ласковых словах. Пройдет время, и полученное будет отдано вовне. Выросший человек теперь может не только впитывать любовь, но и выделять ее. Собственно, этот абзац и описывает то, что является путешествием по архетипу Любовника/Любящего.

Еще важно определиться с самим понятием «любит», а то, знаете, всякое подразумевают. В нашем случае предлагаю считать любовию именно глагол, выражающий «бескорыстную заботу о другом себе же на благо» (Н.Д. Линде). То есть, это некая заметная снаружи деятельность (вот, например, секс или садовничество), а не то, что происходит втайне в нашей широкой душе или богатом внутреннем мире.

САМЫЙ ГЛАВНЫЙ КВЕСТ: НЕ БОЙСЯ, Я С ТОБОЙ

lover2Вы думали, в архетип «Любящий» люди забредают, потому что в жизни не хватает гламура, нарядов и эстетства? Нет, не за этим.

ФАЗА 1. А НУ, СКОРЕЙ ЛЮБИТЕ НАС!

Всякий в этом архетипе начинает как объект.

Этот этап очень хорош для отращивания адекватной самооценки, самовосприятия и мировоззрения. < p>И Эстет, и Влюбленный заряжены на прием. Они готовы поглощать. Впечатления, дорогие наряды, поклонников. Восхищение и деньги. Объект своей любви. Иллюстрация: чье-то стихотворение из юношеского журнала, автора я не помню, но строки врезались в память.

«Я бы хотела, любя и любя,

Черпать и черпать тебя из тебя,

Я бы хотела сегодня и впредь

Слушать и слушать, смотреть и смотреть»…

В начале пути через архетип Любовника эти строки кажутся описывающими именно любовь, но на самом деле – жажду, конечно. С этого начинается наша жизнь: люди приходят «с просьбой о любви», как говорила требовательная Марина Ц. Главное, чтоб мы потом выросли и научились разным другим упражнениям.

Невинный купается в любви близких, Сирота пытается прибиться хоть к кому-то, у Эстета/Любовника уже есть некоторое количество ресурса, но он его направляет в этой фазе архетипа не внутрь, а вовне. Чтобы привлечь кого-то другого, кто возьмет его на ручки и понесет в постель. Или просто будет восхищен и похлопает.

На этапе «я хочу» человек может быть ужасно мил или крайне доставуч, зависит от воспитания и степени нужды. Есть общее: это отсутствие рефлексии и эгоцентризм, такой же, как у маленького ребенка. Но ребенка вы на свет родили, он вам не чужой. А если так себя ведет взрослая особь, это становится либо смешно, либо неприятно. Это классический кадавр Стругацких, вечно жаждущий и переживающий лишь краткие пароксизмы довольства.

Значительная часть песенной эстрады описывает разные состояния такого жаждущего персонажа: «Не со мною ты! Не со мной!», «Ты замуж за него не выходи!» (плач по утраченному или недоступному ресурсу), «Ты - мой свет, ты - моё Солнце, От огня горела душа. Ты - мой враг, ты - моя гордость; Я так сильно люблю тебя!» (кадавр добыл и поглощает, пароксизм довольства).

Да простят меня уважаемые собравшиеся, сейчас я вдарю утюгом по гардеробу. Чем дольше я играю в эксперта по архетипам, тем меньше я вижу прямую корреляцию меж гардеробом и сутью. При этом отражение сути обычно в человеке ясно видно, но – осмелюсь предположить, оно видно не в одежде, а в чем-то другом, что мы считываем неосознанно. В пути, отпечатавшемся в лицах и душах.

Тем не менее, в некоторых ипостасях архетипа Любовник/Романтик/Эстет крайне декоративен, отчего узнаваем. И у этого есть свои причины.

lover1В этом много дефицита. Большая часть демонстрирующейся сексуальности – мольба о близости, которая не сбудется. Потому, что ключи ищутся не там, где их потеряли, а под фонарем. Причина и следствие попутаны, поэтому косметическая и модноодежная промышленности будут процветать вечно.

В отрочестве женщина и мужчина почти всегда проходят путь украшения себя для других людей. Чтобы смотрели. Чтобы писали записочки. Чтобы приглашали на танец. В этих блужданьях иногда люди теряют много своего собственного. Неловко и смешно смотреть на женщин других архетипов (младших, конечно), которые сильно украшены косметикой и сильно обнажены одеждой, при этом приняв эротические фото-позы. Всяк, кто следует за этим призывом, должен знать, что его никогда не увидят: жаждущее существо может замечать только свою жажду. Зато секс будет, да. Наверное.

Пока носитель архетипа в объекте – в Эстете, в гламурном денди, в Романтике – он боится: потерять лоск, старости, стрелки на чулке, и далее везде. В начале, в этой ипостаси происходит много доделок и доработок себя. «Да, да, если вы хотите полюбить меня физически, я буду генерировать запах течки, пухлые от поцелуев губы, декольте до талии, гульфики до колен и прочие атрибуты желающего существа, потому что мне выбирать не приходится, мне надо, чтобы меня любили».

Не стоит думать, что первая фаза чем-то плоха. Чем больше прекрасного, полезного, высококачественного попадет внутрь на этом этапе, тем красивее будет то, что мы обнаружим в третьей фазе.

ФАЗА 2. ЧЕСТНЫЙ ОБМЕН, ИЛИ ОСВАИВАЕМ ПОЗУ 69

Когда личность подрастает в архетипе (а это старший архетип все-таки, и не все туда доползают), черные дыры зарастают, ямы постепенно затягиваются, и внимание человека направляется с этого момента не только вовнутрь, но и наружу. С этого момента с ним можно делать дела и делать любовь. Потому что тут уже возможен обмен.

Не факт, что всегда равноценный, ведь цену мы назначаем изнутри, и она может сильно отличаться от общей по рынку. И сердечная улыбка может нам даться дороже, чем колье с бриллиантами, такое случается. Поэтому с обменами все не сильно упрощается, зато появляется возможность учиться кого-нибудь понимать.

В этой фазе находится большинство игроков большого секса – фертильных женщин и мужчин (предыдущим товарищам из фазы номер один часто просто не дают, или дают на специфических условиях полного подчинения, например).

Если вы умеете меняться, да еще иногда обдумываете, что чего стоит для них и для вас, это означает, что вы учитесь. Чем больше с вами случается обменов (я не про сексуальных партнеров, потому что в Любовнике/Любящем все не только про секс), тем больше вы понимаете о себе и людях. Чем больше вы понимаете, тем бережнее вы к себе и к ним. Чем бережнее вы к себе и к ним, тем эффективнее ваш энергообмен и энергоемкость. Это закон, иначе не бывает. И вот наступает момент, когда вам вдруг всего начинает хватать. Не потому, что вам этого надавали другие люди, а потому, что в этом бесконечном нежном и больном танце обменов с ними вы отрастили себе дзен. И это самая крутая фаза, если вы добираетесь, вы получаете суперспособность открывать сердце и не истекать кровью при этом.

ФАЗА 3. ОТДАВАТЬ ОТ ИЗОБИЛИЯ И ПУСКАТЬ СИЛУ В РОСТ

lover6Я бы построил семь любилен На тихом склоне

Не потому что я дебилен Или нескромен.

Я просто так красив и сочен И так обилен,

Что мне не хватит, это точно,Шести любилен.

Т. Олейник

И у персонажей в этой стадии мы видим все то же либидо, но двигающееся изнутри наружу. Не потому, что «люди просят, надо дать», не потому, что «иначе он уйдет», не потому даже, что «тогда мне тоже дадут», а потому, что тепла, покоя и живой витальной силы внутри стало много, и становится интересно: если излишки выпустить наружу и применить к имеющемуся миру вокруг – что будет? И тут начинается Любящий. Не обожатель, рыдающий под балконом. Не томная дева, хранящая верность полвека. Любящий – это проще и гуще.

Эти заинтересованные товарищи, которые заняты извлечением своего внимания и приложением его к любым явлениям, местам и персонажам, сильно меняют окружающую реальность. Она от этого цветет, как всякое возлюбленное существо. Витальность не всегда облечена в одежды сексуального объекта. Но ни одно живое существо не спутает плещущееся либидо ни с чем другим. Это сама жизнь. Если человек видит других существ, других людей и способен выражать им свою жизнь, - он в архетипе Любящего. И нет силы пуще либидо, а мортидо пусть подождет своего часа.

Иллюстрация: картина Анны Силивончик "Фруктовая диета".