Архетип Искателя: найти и не сдаваться

Автор: Некеле 12 Март 2016 Комментарии: 1
Архетип Искателя: найти и не сдаваться

Хло-Фло в своем Живом Журнале затеяла большой проект длиной в год. Проект называется "Ролевые Гардеробы" (по ссылке очень, очень много интересного, читать сначала и радоваться) и основан на концепции двенадцати архетипов, которые отпечатываются в наших судьбах и поступках. Каждый месяц года будет посвящен одному архетипу, и так мы исследуем их все. Началось все с интереса - как в нашем облике отражается актуальный архетип. Но мне стало интересно копнуть совсем поглубже и выяснить, что за цели у каждого архетипа, как они проявляются у разных носителей. Здесь можно будет прочитать все мои работы для проекта и вокруг него по тегу "архетипы". А в комментариях приглашаю обсуждать и задавать вопросы. Кроме этого, на здешнем форуме есть целый раздел, посвященный архетипам, где тоже есть мои тексты с обсуждениями. Итак, знакомьтесь: Искатель!

1. ИСКАТЕЛЬ В ЖИЗНИ: НАЙТИ И НЕ СДАВАТЬСЯ

Предисловие

Во первЫх строках письма я хочу по традиции бухнуть челом и сказать спасибо тем, кто все это придумал и описал: Юнгу и последователям. Отдельное спасибо исследователям, которые вот буквально недавно провели письменный анализ и сделали внятный и увлекательный разбор с примерами по каждому архетипу. Это жж-юзеры Княжна-knjazna и Мечтатель-dreamer_m, в их блогах проект, посвященный архетипам, имеет одинаковый тег «3 килограмма яблок от Гесперид». Еще авторы составили список книг и других материалов, полезных для понимания темы архетипов.
Спасибо также коллегам - экспертам проекта Хло, за то, что уже изложили теорию, сопроводив ее точными иллюстрациями, и за их авторские мысли и находки.

Итак, поехали.
Что я собираюсь сделать:
Начать описывать Искателя по его стратегиям, классическим жизненным ситуациям и причинам их возникновения. Еще будет немножко про то, как с Искателем иметь дело. Помимо текстов про конкретные архетипы я собираюсь еще обсуждать общеархетипические темы, например, их взаимодействие, переходы друг в друга, взаимную неприязнь и притяжение носителей разных архетипов.

Важное примечание:
Есть архетип, а есть носитель. Первый идеален со всех сторон, и со светлой, и с темной, и содержит всю полноту возможных проявлений. Носитель – это человек, персонаж, который проживает архетип. Иногда всю жизнь, иногда эпизодом, кому как повезло. Весь комплект свойств в носителя не влезает, а какие имеются, те бывают выражены очень сильно, или слегка. Да еще у носителя обычно не один, а несколько архетипов в комплекте, так что поди разбери, на какой же архетип в итоге все похоже. Разобраться помогает уточнение целей носителя, цели – это палево.

Еще есть имитаторы – это такие носители, которые не проживают, а отыгрывают. Выдержать реальное воплощение ролей архетипа они не могут, но им очень хочется. Поэтому они не действуют как архетип, а воспроизводят атрибутику архетипа. Косплеят, в общем. Это отдельная группа товарищей, их я тоже иногда буду упоминать.

Для меня самое интересное – именно стык мифа, архетипа и человека, поэтому я буду все группы много сопоставлять и изучать, как реальность с имитацией взаимодействует.

Еще более важное примечание: все это написано с пылу с жару, подлежит обсуждению и дополнению. Приглашаю дискутировать в комментариях и намерена вдумчиво отвечать на все комментарии и вопросы, которые покажутся мне интересными. По итогам обсуждений я надеюсь сделать уже итоговые статьи, и предоставить их Хло для сайта проекта.

«Когда человек странствует, он, сам того не замечая, переживает второе рождение. Он то и дело попадает в новые для себя ситуации, дни его долги, вокруг чаще всего звучит неведомый ему язык... Он становится доступней для людей, ибо они могут прийти к нему на помощь в трудную минуту. И мимолетную милость богов он воспринимает с ликованием, и будет помнить ее до конца своих дней» (П. Коэльо)

ОТЧЕГО ОН ТАК МИЛ НАШЕМУ СЕРДЦУ?

Архетип Искателя подробно описан в литературе любого народа, и в изобилии представлен среди собравшихся читателей.
И, наверное, Искатель совсем не зря встал первым архетипом в проекте Хло.
Потому что этот архетип – отражение жажды жизни, жизненной силы, витальности человечества. Наши поиски и приключения начинаются с того момента, как мы покидаем лоно матери и стартуем в отдельном теле. Как только они заканчиваются, жизнь, по большому счету, заканчивается тоже. То есть, пока ты живой – ты хоть немножко Искатель, а если вдруг совсем нет, то проверь себя – может, ты уже давно умер?

Путешествие искателя – это тот самый путь героя, который описан в книге Кэмпбелла «Герой с тысячью лиц». И это ключевой нулевой аркан «Шут», тот самый Дурак, с которого начинается всякая колода Таро. У него уже есть все нужные атрибуты – и узелок «все мое несу с собой», и верный спутник-собака, и необходимый запас духоподъемного оптимизма, и пропасть под ногами.

collageiskatel

Среди мистиков считается, что вся череда старших арканов Таро – это и есть путешествие шута. Или путешествие дурака. По ходу дела он переходит в другие архетипы, и здорово трансформируется, но изначально это бестолковый развеселый парень, не склонный думать о будущем или заниматься рефлексией. Чего думать – пора в дорогу! Это Путь Колобка, один из юношеских путей Искателя. Это первая дегустация свободы и автономности, осознания себя как отдельного от больших существа. Я от бабушки ушел, и от дедушки, и из школы уже ушел, и теперь я принадлежу себе, и качусь по миру, а что дальше – это мы потом разберемся.

ЧТО И КАК ИЩЕМ

Важный аспект Искателя – землепроходец. Странник. Человек, который физически наматывает мили и мили. И у странника разные резоны скитаться.

Носители архетипа делятся на два больших вида: одни точно знают, что хотят найти, другие точно знают, что любят искать, и не важно, что предмет поисков туманен. Одни ищут/бродят/разведывают ради результата, другие потому, что им сам процесс нравится.
Искатель Целеустремленный одержим своей идеей: отыскать новый континент, лекарство от рака или вечный двигатель. Это Пржевальский, Конюхов, Чкалов, Александра Давид-Ноэль, это любой охотник, следопыт или тайный сыщик.
Шлиман искал потерянную древнюю Трою, Тур Хейердал – пути индейцев через Тихий океан. Парацельс искал философский камень. А кому-то просто пришлось принести в Мордор колечко. Куда уж конкретней.

Тут с целями почти все понятно, даже когда цель лежит в абстрактной плоскости. Еще яркий пример: помните цыпленка, который скакал по жизни с песней:
«Надо в дорогу, надо в дорогу мне торопиться,
Надо узнать, надо узнать – ну что я за птица!».
Там же и обоснование:
«Трудно на свете жить одному».
Дальше в эту цель укладываются все жизненные коллизии. Удовольствие от процесса прилагается, но не доминирует.

Зато как популярен среди широких масс подвид Искателя Томящегося. Именно носитель такого архетипа ищет, например, потерянный рай. Или тихую гавань. Или Истинную Любовь (Тм). Или, как Лермонтов, «свободы и покоя». Или приключений на свою голову. Этот подвид обычно гораздо меньше согласен на лишения, за исключением тех, кто ушел в теневой образ Бродяги или Бомжа.

Бродяга бродит, потому что ему так жить нравится, и он вряд ли куда-то спешит, разве что к пыльной харчевне дальней земли (С), или к следующей подружке в соседнюю деревню. Так живут хиппи-автостопщики, странствующие цыгане и другие современные кочевники. И это отроческий образ жизни, только вместо родителей теперь кормит всякий встречный (или обижает), а попутно можно посмотреть на разные места и людей, и набраться историй, сбежав от любых дел, занятий или ответственности.

Путешествия у Искателей даже графически разные. У имитатора они происходят лишь во внутренней реальности, не оставляя следа снаружи. Странствия бродяги или суфия описываются как история без начала и конца, а путешествие конкистадора – это вектор, максимально спрямленный и обусловленный целью.

Но у всякого странствия свой дар, и он драгоценен. Поэтому довольно часто тот, кто когда-то был искателем с целью, становится бродягой, чтобы продолжать странствовать, даже когда цели кончились.

ЗАМАНЧИВЫЙ ОБРАЗ И ЕГО ПОДОПЛЕКА

Почему образ Искателя кажется таким манящим для многих людей? И таким легким для воплощения. Правителем вон поди стань. Да и Воину еще сколько оплеух пережить, прежде чем он станет супергероем. А Искатель – это куда солиднее какого-нибудь Славного Малого, но войти в этот архетип и начать проявляться можно небольшими усилиями.

Реальный, зрелый Искатель – в нем очень много принятия своей судьбы, в том числе, ее шишек, это постоянное обучение (как выжить в лесу, как приготовить чупакабру, как вести себя с китайским императором, где взять электричество в пустыне и что сварить из кожаного ремня). Это согласие на непредсказуемость и отсутствие бытового комфорта годами.

А носитель-имитатор косплеит Искателя потому, что это довольно просто. Берем потрепанную одежду. Клепочки-кармашки. Много застежек. Небрежность. Небритость. Старательно потертые руками китайских мастериц джинсы. Ни утюжки, ни галстуков. Дерзко идем «вне трендов», тем самым прекрасно попадая в модный тренд.

Мода, великое зеркало любого архетипа и лучший инструмент имитатора, все это дело уже давно освоила, возвела в тренд и выдает полный набор «Искатель» в любом магазине одежды. Включая аккуратно покоцанные ботиночки. То, что истинный Искатель, обтрепывает, занашивает и зачиняет долгими днями в пути, Искатель-имитатор воспроизводит из имеющегося в готовом ассортименте.

Имитатору важна и самоценна атрибутика, он с помощью разных штучек и одежек переживает состояние, не будучи в нем. Фантазирует, читая фэнтези. Истинный же искатель делает себе атрибуты архетипа из обычных вещей мимоходом, по мере надобности.
И в целом понять, кто перед вами – искатель истинный или косплеящий, не очень сложно даже по внешнему виду. Но все же профанация Искателя лежит как раз в пространстве цели. Если цель, или даже так – Цель абстрактна или далека, то значит, вотпрямощаз ничего делать не надо.
И вообще, вдруг война, а я уставший?

ЭНЕРГООБМЕН ИСКАТЕЛЯ, ИЛИ – ОТКУДА ДЕНЬГИ НА СТРАНСТВИЯ?

Носитель архетипа Искатель, истинный или имитатор, пока он в этом архетипе, ничего не создает вовне. У него либо странствия, либо он к ним готовится.
Как отрок к своей взрослой судьбе (а я уже упоминала, Искатель – архетип с юношескими стратегиями). Пока нет цели, мир благосклонно относится к странствующим своим детям любого возраста. Паломники, юные неформалы, калики перехожие, офени и прочие бродячие циркачи вызывают у многих людей желание обогреть и накормить. Нужды у бесцельных Искателей крошечные, поэтому причинять добро им недорого и приятно: тебе за это или песенку споют, или поцелуют.
Подаяние страннику – это как раз про то, что пока есть Искатели, живо человечество. Поэтому всегда находится добрая душа. Это способ выкормить общими силами строптивых подростков, которые идут искать и уже не желают есть из маминых и папиных рук. Поэтому, пока Искатель дружелюбен, не располагает внятными целями и свободен, мир и дух распознают его как отрока и всегда позаботятся, чтобы он был сыт и во что-то одет.
Жуя свою маковую росинку, присев на старом рюкзаке, носители пробуждают в людях лучшие чувства. «А если он не дойдет? Если в пути пропадет?». И тогда каждый встречный может стать тебе братом.
Проверено на себе в юности.

Чуть сложнее ресурсы достаются тем Искателям, которые смыкаются с Изгоями и Бунтарями, люди таких побаиваются, и они чаще всего просто понемножку разбойничают или тащат то, что плохо лежит.

Более взрослый носитель архетипа Искатель, который обзавелся целью, уже внятно понимает, что ему нужно, чтобы все состоялось. Поэтому он чинит свои корабли, изучает микробиологию и клепает компас из подручных обломков магнита. Его цель где-то впереди, и на нее нужны деньги – перелеты и снаряга нынче дороги. Где взять средства на странствия? Искатель, конечно, не сибарит, но сам себя не обеспечит, - пока другие работали, он таскался по неведомым землям.

А все просто.
Всякий Искатель – дотационный проект. У целеустремленного Искателя всегда есть доноры и меценаты. Какой-нибудь лорд Гленарван, который снаряжает судно и забивает трюмы провизией. Имитаторы собирают обильные подношения от сочувствующих. И у любого подвида Искателей иногда может обнаружиться в каждом порту по невесте – это способ получить тепло и ласку, которые, хоть и не еда, но тоже нужны бренному телу и бродячей душе.

Есть еще духовные странники, они же – святые Искатели. Их люди кормят за то, что они не живут обычной жизнию, а общаются с высшим, и могут замолвить словечко какому-нибудь Шиве или отцу Сергию. Для тех, кто подает святому страннику, это такой способ подношения богам или высшим силам – через адептов. И пока человечество живо, в нем будут рождаться странствующие дервиши, бродячие наставники и юродивые. Вот этим обычно не нужны ни спонсоры, ни меценаты – разве что очередной храм построить, а они пойдут себе дальше. Их аскеза утоляется священным экстазом, тем не менее, всегда находятся желающие обогреть. И чем глубже тот забрался в своих поисках, тем больше ему верят и спонсируют. Обычно целеустремленные и святые Искатели вызывают уважение.

А бесцельные искатели и имитаторы – большие мастера развести на жалость.
Поэтизируется это на раз-два. «Что же ты ищешь, мальчик-бродяга, в этой забытой богом стране? Что же тебя снова манит куда-то? Что ты так часто ищешь во сне?» - нет ответа. И не будет. Потому что девушки уже рыдают сладкими слезами и тянут руки обнять. Поймать и отлюбить, выкормить грудью и борщом, срочно нарожать детей и снарядить (а сначала попробовать не пускать) – ибо ведь когда он теперь домашнего попробует….

В общем, ни один Искатель не создает, не производит ничего нового, кроме нужных в путешествии вещей, его созидание замкнуто на него самого (и не будет до тех пор, пока не покинет архетип), хотя иногда может получать за свои поиски деньги. Он почти всегда завязан на дотации, и автономным бывает не так часто, как кажется снаружи. Это условие его игры. Искателя всегда будут питать и поддерживать другие люди.

Читайте дальше:
ИСКАТЕЛЬ И ДРУГИЕ ЛЮДИ: ТРОФЕИ, СОКРОВИЩА, КОЛЛЕГИ, РЕСУРСЫ И СЛУГИ

А пока вопросы по тексту. Можно отвечать не мне, а себе, а можно прямо в комментах, полезно будет.
1. Если вы искатель, то какова ваша цель сейчас? Что ищете?
2. Где вы берете ресурсы, чтобы добраться?
3. Видели ли вы в реальной жизни искателей-имитаторов и истинных искателей? Различия какие заметили?
4. Если рядом с вами возникает носитель Искателя, то готовы ли вы выступать меценатом, или играете какие-то другие роли?