Автор Тема: О пространстве, архитектуре и вообще.  (Прочитано 9221 раз)

Оффлайн Мальва

  • Часто здесь
  • ***
  • Сообщений: 123
  • Карма: +12/-0
Привет, друзья и незнакомцы.
Эта тема - для междисциплинарного обмена :)

Я архитектор - проектирую пространства от шкафчика до города.
И  вот, что хочу сказать: архитектура окружает нас повсюду, она всегда с нами, но мало кто ее видит. Это как слепое пятно. Максимум, люди различают архитектурные стили, но эти понятия вовсе не из арсенала архитектуры, а из арсенала критики. Архитектура же, это с греческого "высшее строение". Наука, искусство о божественном устройстве всего. Не зря говорят об архитектуре вычислительных систем, архитектуре сетей, виртуальной архитектуре.  С тем же успехом можно говорить об архитектуре личности, архитектуре задачи.
Это некая сакральная сфера, видимая всем, но понятная лишь избранным.
Какими же понятиями и инструментами оперирует архитектор?
Оставим в стороне сверхпонятия Человек, Дух, земля, небо, время, вечность. Из рабочих инструментов на каждый день можно назвать: пространство и граница, общественный и частный, объем и детали, морфотип и уникальность, хаос и порядок, спонтанность и априорность, масштаб, слои, системы и подсистемы, структуры, композиции, проект, форсайт, мониторинг, репрезентация и обусловленность, организм, метаболизм, целостность, развитие, рост, ревалоризация, образ, символ, сценарий. И много чего еще. Видно, что все эти понятия очень универсальны, то есть ими можно оперировать в любой сфере.

Следующий момент в том, что архитектурная практика это опыт и метод созидания, воплощения от идеи до каменного строения. Это конечно искусство, но не творчество в смысле выражения себя, а именно созидания чего-то из ничего по большому счету.
В самом общем виде архитектурный метод работы представляет собой диалог двух полушарий: рациональная задача - творческий замысел, иррациональная идея - практическая польза, эскиз по вдохновению - расчет конструкций, гармонизация композиции - анализ структуры. Этот процесс происходит одновременно на разных уровнях восприятия: от самых абстрактных понятий до самых материальных объектов.

Я давно уверена, что такое богатство просто обязательно необходимо кому-то еще, кроме самих архитекторов. Но о том, что существуют мастера, работающие с образами напрямую, я узнала совершенно недавно.
Это было крышесносно, честно скажу.

Вчера я провела второй мастеркласс о Доме, и материализации идеи.
Еще раз убедилась, что оно работает и что я хочу этим заниматься.

И собственно, мой вопрос и просьба: если вас заинтересовало то, что здесь написано, откликнитесь в комментариях, пожалуйста. Что вам отозвалось?
Задавайте любые вопросы от самых абстрактных до самых конкретных. Я с удовольствием отвечу. Будем вместе искать сферу общего интереса.


Оффлайн Юна

  • Сами-то мы местные
  • ****
  • Сообщений: 311
  • Карма: +44/-0
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #1 : 25 Январь 2016, 14:51:25 »
Но о том, что существуют мастера, работающие с образами напрямую, я узнала совершенно недавно.
Ты сама такой мастер!

Меня сейчас интересует тема "порядок и хаос", копаю ее с точки зрения порядка и чистоты в доме. Мы немного коснулись этой темы через архитектуру в твоем интервью. Так увлекательно! Спасибо тебе за то, что ты делаешь!

Оффлайн Nekele

  • Хозяйка
  • Тут всегда
  • *****
  • Сообщений: 8083
  • Карма: +653/-0
    • Дом Некеле
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #2 : 25 Январь 2016, 16:43:40 »
Мальва, а вот есть у меня два разных мироздания - Москва и Питер. Я имею в виду планировку пространств. Москва по кругу и хаотичная, Питер разлинован, если смотреть на карты городов.
Я понимаю, что в моем внутреннем пространстве мне соразмерного ритмичного Питера никогда не видать, и спокойно его полюбляю со стороны.
Но мне интересно, как два этих разных способа мироустройства вокруг себя (у каждого ж свой город вокруг, даже если это только комната) можно улучшать и развивать. И я присоединяюсь к Юниному запросу про порядок и хаос, мне кажется, я про то же другими словами. Даже не только про чистоту, а вообще про организацию вещей.
если я - часть твоей судьбы, когда-нибудь мы встретимся снова. (С)

Оффлайн Мальва

  • Часто здесь
  • ***
  • Сообщений: 123
  • Карма: +12/-0
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #3 : 25 Январь 2016, 23:41:19 »
Юна, Nekele, как вы сразу в корень ;).
Хаос и порядок - основополагающая тема, разумеется.
Как любые противоположности, эти два понятия едины и борются. В состоянии наивысшего порядка уже зарождается росточек хаоса. Так верно и обратное - Хаос сам по себе является источником порядка. И это надо использовать :)
Если мы говорим о хаосе в вещах, то в самом этом словосочетании гораздо больше рамок и регламентов, чем истинного Хаоса.
Речь идет о группе "вещи", не "понятия" и не "действия".
"Вещи" имеют ограниченный размер от самого маленького, доступного пальцам и глазу до самого большого, который влезет в дом или на участок.
Общий объем "вещей" в задаче ограничен опять же объемом дома или участка.
Думаю, уже видно, что хаос в вещах - это довольно-таки конкретный порядок.
Наше субъективное ощущение хаоса возникает из нашей личной идеи порядка.
Личная идея порядка - это проект. Несоответствие реальности проекту воспринимается как хаос.
:)

Оффлайн Мальва

  • Часто здесь
  • ***
  • Сообщений: 123
  • Карма: +12/-0
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #4 : 25 Январь 2016, 23:43:29 »
Nekele, о планировках.
Есть два основных подхода к проектированию планировок, территорий:
Априорное градостроительство и спонтанное градостроительство.
Априорное стремится к идеальным геометрическим схемам, правильным регулярным планам. Здесь форма первична и самоценна, это главная цель. Это Версаль, Флоренция, Питер. Ради того, чтобы воплотить эти идеальные проекты часто приходится срывать горы и засыпать болота, изменять русла рек и выкапывать озера. Это очень ресурсоемкий подход. Чаще всего он под силу только диктатурам и абсолютным монархиям.
Спонтанные города мы часто можем назвать хаотичными, но хаос тут - это порядок иного рода. Такие планировки следуют внешним и внутренним условиям: рельефу местности, расположением берегов, требованиям климата и укладу жизни. А также системе налогообложения, цеховым правилам и муниципальным льготам. Это Лондон, Венеция, Рим. Здесь форма следует за условиями среды и запросами общества. Это градостроительство демократично.
С Москвой история очень интересная. Сейчас напишу.

Оффлайн Nekele

  • Хозяйка
  • Тут всегда
  • *****
  • Сообщений: 8083
  • Карма: +653/-0
    • Дом Некеле
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #5 : 25 Январь 2016, 23:53:26 »
Ну, я-то в московский хаос влюблена, и считаю его совсем не энтропийным, скорее, творческим.
Про спонтанные города: а верно я понимаю, что еще бывают спонтанные дома?
ну, когда все началось с двух комнаток, потом пристроили кухню, затем сбоку два этажа, оранжерею, а на фасаде навесили сверху мансарду, и понеслось. "Нора" семейства Уизли, короче.
Я видела такие дома, они бывают красивые, а бывают нет. По моим подсчетам, в тех, которые красивые, не обошлось без спонтанного золотого сечения. Я в ту степь думаю?
если я - часть твоей судьбы, когда-нибудь мы встретимся снова. (С)

Оффлайн Мальва

  • Часто здесь
  • ***
  • Сообщений: 123
  • Карма: +12/-0
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #6 : 26 Январь 2016, 00:33:05 »
Москва - город спонтанный. В 17 веке у Москвы действительно было кольцо стен Земляного Города. На их месте сейчас Садовое Кольцо. В 19 веке случился промышленный переворот и железные дороги. Положение вокзалов достоверно рассказывает нам о том, где тогда заканчивалась плотная городская застройка.
Вокруг железных дорог сформировались промышленные территории с жильем для рабочих. Это состояние города зафиксировано на плане Суворина 1912 года (картинка гуглится).  Это последний аутентичный план Москвы.
После революции Москва стала больше символом, чем городом. Столица первого в мире государства рабочих и крестьян в будущем должна была стать центром всего Коммунистического Мира. Концентрические круги и радиальные проспекты отлично транслируют идею Центра. В проекте Новой Москвы 1918-1932 годов архитектор Щусев наложил иллюзию радиально-кольцевой системы на хаос промышленного города. С тех пор несколько раз сменился строй, было несколько генеральных планов, город активно рос. Но до сих пор образ карты Москвы совершенно не соответствует образу территории. На плане это слитный овал плотной городской ткани, пронизанный кольцевыми и радиальными связями. В реальности это скопление жилых островов, которые разделены железными дорогами и промышленными территориями. В Москве немало таких точек, между которыми по карте 70 метров, а на машине 7километров, а с пробками - час.
Думаю, что это несоответствие карты и территории усиливает ощущение хаоса и делает московскую атмосферу творческой и магической.

Оффлайн Мальва

  • Часто здесь
  • ***
  • Сообщений: 123
  • Карма: +12/-0
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #7 : 26 Январь 2016, 01:22:51 »
Про спонтанные города: а верно я понимаю, что еще бывают спонтанные дома?
Nekele, спонтанное градостроительство - это все таки способ проектировать. Способ задать русло, обозначить границы и получить нужные и заранее заложенные кондиции среды. Это не то, чтобы отпустить процесс и как само пойдет.
Согласна, что к саморастущим домам хорошо подходит слово "спонтанные", но смысл процесса сильно отличается.
О причинах красоты у меня нет четкого мнения. В общем я думаю, что нам нравится то, что напоминает о чем-то другом, с чем связаны приятные эмоции. Это вызывает радость узнавания. О! Этот дом как нора Уизли, а этот - как Ласточкино Гнездо, а этот взъерошенный, как спесивый индюк.

Оффлайн Лада Glaede

  • Тут всегда
  • *****
  • Сообщений: 1138
  • Карма: +104/-0
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #8 : 26 Январь 2016, 07:18:30 »
Способ задать русло, обозначить границы и получить нужные и заранее заложенные кондиции среды. Это не то, чтобы отпустить процесс и как само пойдет. 

Соотносимо ли это с процессом создания текста? Есть ли способы выверить архитектуру текста, подобно архитектуре здания? Есть ли в тексте золотое сечение?

Оффлайн Мальва

  • Часто здесь
  • ***
  • Сообщений: 123
  • Карма: +12/-0
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #9 : 26 Январь 2016, 15:28:05 »
Лада Glaede, думаю, спонтанное градостроительство похоже на создание сборника. Автор идеи или редактор задает параметры: тему, язык, стихи или проза, объем текста для каждого автора, количество  и стиль иллюстраций, формат издания.
Мне работать над текстом трудно и даже болезненно. Но чисто теоретически я думаю, что способы гармонизации все те же самые. О большому счету, любая композиция - музыка, картина, город, текст - это способ структурировать внимание получателя информации. Поэтому и механизмы те же самые: общее и частное, количество тем и сценарий их переплетения, общий культурный бекграунд и точечные гиперссылки и десятки других.
Интересно, как это можно сделать технически. Слышала, что киношники используют для построения композиции графическую развертку событий по оси времени. Чисто интуитивно кажется, что можно взять короткий текст, покрасить его части с разным композиционным смыслом в разные цвета и поработать над композицией этой картины. Но это в порядке бреда :)))

Оффлайн Лада Glaede

  • Тут всегда
  • *****
  • Сообщений: 1138
  • Карма: +104/-0
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #10 : 26 Январь 2016, 16:02:44 »

любая композиция - музыка, картина, город, текст - это способ структурировать внимание получателя информации

Мальва, спасибо огромное и за эти слова, и за остальное. Очень четко структурировано ценное.

Оффлайн Мальва

  • Часто здесь
  • ***
  • Сообщений: 123
  • Карма: +12/-0
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #11 : 27 Январь 2016, 15:50:24 »
По моим подсчетам, в тех, которые красивые, не обошлось без спонтанного золотого сечения. Я в ту степь думаю?
Кручу про Золотое сечение.
Как-то раньше оно меня не очень интересовало.
А сейчас вижу вот что:
Золотое сечение применимо в анализе зданий. Для творчества оно не годится. Много раз пробовали использовать Золотое сечение как инструмент. Надеялись, что здания будут прекрасными. Не получалось.
С другой стороны, что же делает дома красивыми?
Красота в глазах смотрящего, как известно. Спонтанный дом для кого-то будет красив, а для другого - нет. О себе могу сказать, что меня радуют дома, которые я воспринимаю как целостность, как организм,  у которого каждая часть и деталь на своем месте, их нельзя поменять местами или убрать. И внешний облик рассказывает о внутреннем содержании. То есть у дома есть образ. Благодаря этому образу, что-то внутри меня откликается. Я радуюсь этой радости узнавания чего-то знакомого, а на самом деле, - узнавания себя.
Напоминает радость осознания, а? Как у вас это бывает? Поделитесь, пожалуйста.
Бывают же здания красивые для многих. Объективно прекрасные. Значит, в них есть что-то такое, что откликается почти всем. Затрагивает что-то в любом внутреннем мире. Их образ проводит что-то универсальное. Дух? И именно в таких зданиях обычно находят просто сонмы Золотых сечений. Получается, Золотое сечение - это своего рода "печать Духа". Он проявляется спонтанно, его не удалось оседлать. Любопытно.
То, что Золотое сечение встречается в природе, видимо тоже говорит о чем-то важном.

Оффлайн Nekele

  • Хозяйка
  • Тут всегда
  • *****
  • Сообщений: 8083
  • Карма: +653/-0
    • Дом Некеле
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #12 : 27 Январь 2016, 16:21:35 »
Вот меня лично страшно интересует факт того, что золотое сечение не просто встречается, а оно - это все.
кисть относится к руке до локтя, рука от кисти до локтя - к плечу, каждый последующий членик усика насекомого к предыдущему, каждый завиток улитки - это все оно. Это единственное лекало, которое сущее использовало для создания этого живого мира. Про неживое не знаю, а здания - это творения того, кто живой и сам весь пропитан золотым сечением. Будет ли это существо, автор здания, стремиться к соблюдению золотого сечения в пропорциях своего творения?
если я - часть твоей судьбы, когда-нибудь мы встретимся снова. (С)

Оффлайн Мальва

  • Часто здесь
  • ***
  • Сообщений: 123
  • Карма: +12/-0
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #13 : 27 Январь 2016, 16:29:00 »
Большое спасибо всем, кто откликнулся.
Ваши вопросы упали в мой внутренний хаос и там пошел процесс кристаллизации тем.
Теперь только успевай справляться с этим валом.

- о способах создать пространство
- о целостностях, как способе работать с Хаосом
- о целостностях в детских играх
- об архетипах как целостностях
- целостности и сущности
- о морфотипах
- о целостностях в домашнем хозяйстве
- о системе Флайледи
- как установить границы
- о трех типах внимания на средневековых площадях
- о Феншуе
- об энергии

Оффлайн Nekele

  • Хозяйка
  • Тут всегда
  • *****
  • Сообщений: 8083
  • Карма: +653/-0
    • Дом Некеле
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #14 : 27 Январь 2016, 16:31:08 »
Если вдруг кому интересно, то про Золотое сечение вот тут ролик: https://www.youtube.com/watch?t=908&v=pcduwKH_BoU
И там примерно на пятнадцатой минуте начинается рассуждение, что человеку приятней смотреть на соответствующие ЗС пропорции. И подтверждается, что на золотом сечении свет клином не сошелся.
А  лично я книжечку люблю - "Золотое сечение. Математический язык красоты". Мне там многое понятно стало.
« Последнее редактирование: 27 Январь 2016, 16:37:00 от Nekele »
если я - часть твоей судьбы, когда-нибудь мы встретимся снова. (С)