Автор Тема: О пространстве, архитектуре и вообще.  (Прочитано 12484 раз)

Оффлайн Силена

  • Сами-то мы местные
  • ****
  • Сообщений: 489
  • Карма: +12/-0
    • http://vk.com/silena22
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #30 : 15 Февраль 2016, 18:01:17 »
вы глубоко отыгрывали роль

Такого не было - так чтобы глубоко и с завершением.
Но иногда цепляю из поля что-нибудь, связанное с данным местом. Феномен заместительского восприятия может включаться самопроизвольно и чаще всего по резонансу. Ну, а Поле так сказать...пользуясь случаем...

Оффлайн Мальва

  • Часто здесь
  • ***
  • Сообщений: 124
  • Карма: +12/-0
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #31 : 17 Февраль 2016, 17:39:25 »
через арку в доме и через обычный коридор учреждения я выходила в другое место.
Размышляю о пространствах коридорного типа.
Мы воспринимаем такие проходы как тоннели: вошли на одном конце и вышли на другом. Аллея, тоннель, подземный переход, дорога в лесу, - они такие и есть по сути. Перекликаются с морфотипом моста: соединяют здесь и там.  И получается, что вот этот единственный выход вывел в иное пространство, не то, которое предполагалось. Единственная возможность  заменилась совершенно другой. Любопытно, насколько это в тот момент соответствовало жизненной ситуации?
А вот коридор учреждения по сути другой: это общее пространство, в которое по бокам выходит много небольших частных пространств кабинетов. Он мог бы быть круглым залом, да только не к чему и места жалко, поэтому к нужной двери подошли и ок. Но протяженное пространство вызывает или формирует тип внимания, устремленный вперед, вдаль, даже если там нет реального выхода - стена или окно. Nekele, в коридоре учреждения шаг в иное пространство был по направлению вдоль и вдаль коридора или в одну из боковых дверей?

Оффлайн Nekele

  • Хозяйка
  • Тут всегда
  • *****
  • Сообщений: 8173
  • Карма: +665/-0
    • Дом Некеле
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #32 : 17 Февраль 2016, 19:27:36 »
Вдоль и вдаль коридора, затем тамбур, затем двери - и другое место.
если я - часть твоей судьбы, когда-нибудь мы встретимся снова. (С)

Оффлайн Силена

  • Сами-то мы местные
  • ****
  • Сообщений: 489
  • Карма: +12/-0
    • http://vk.com/silena22
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #33 : 22 Февраль 2016, 12:31:26 »
В аспекте связи  материального и тонкого пространства могу добавить воронки, расщелины (обрывы), трамплины.
Практически во всех оврагах, по которым я лазила в лесах, всегда что-то происходило кроме  упавщих деревьев и ручьев.
Такая Полевая картография чаще встречается в природе, чем в архитектуре. Но, например, от винтовых лестниц веет воронкой, особенно движение когда сверху вниз.

Оффлайн Clarissa

  • Тут всегда
  • *****
  • Сообщений: 660
  • Карма: +10/-0
  • Живу, люблю
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #34 : 23 Февраль 2016, 21:37:04 »
К оврагам плюсую. А если еще и вода там течет..  8)
И еще там, где получились естественные арки, переход очень ощутим.
Духи утренних трав,
что взросли на крови,
говорят, что пора
сеять зёрна Любви.
Призывает Весна, -
встаньте, дети огня
от Великого сна
в свете нового дня.
Шепчут духи травы, -
вышло время войны,
бросьте зёрна Любви
в землю новой Весны

Оффлайн Nekele

  • Хозяйка
  • Тут всегда
  • *****
  • Сообщений: 8173
  • Карма: +665/-0
    • Дом Некеле
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #35 : 26 Февраль 2016, 23:08:52 »
Наконец я могу вдумчиво посидеть над этой темой. И потому подниму давний пост Мальвы.

И если нам нужно какое-то новое пространство, мы не можем его создать, но можем выделить.
Вот  три способа:
- границы;
- свойство;
- центр.
Создать границы:
Интимное пространство посреди толпы = кабинка для переодевания на переполненном пляже.
Безопасный жар и устойчивый мороз в общем комфортном пространстве = духовка и холодильник.
Зачерпнуть воды из ручья, когда нет никакой посудины = сложить ладони чашей и создать вместилище- пространство для воды.
Дополнительное пространство в переполненном городе для общения, торговли и досуга = Гинза, главная улица Токио. Магазины, рестораны, клубы и всевозможная движуха располагается на всех этажах многоэтажных зданий. При чем здесь границы? Этажи, перекрытия, пол - это они. Границы, благодаря которым мы противостоим силе тяжести и не сваливаемся в тартарары. Основная такая граница - поверхность земли, а перекрытия этажей как рукотворные земли.
В архитектуре это практически все: стены ограничивают пространство дома, фасады домов - пространство улицы, бордюрный камень - проезжую часть.
Придать свойства:
Повышивать в темноте = включить торшер.
Проехать по непроходимой местности = прочистить грейдером дорогу в сугробах или настелить гать по болоту.
Войти в пространство, подходящее для спорта = надеть спортивный костюм и обувь.
В пространстве это дороги, засеянные поля, спортивные и детские площадки, парки.
Активировать центр или источник:
Теплое место в холодном лесу  = разжечь костер.
Продать пылесос = создать пространство для обмена = дать объявление.
Создать пространство чтения = открыть книгу.
В городе так работают башни, монументы, памятники, фонтаны.

Эта концепция для меня очень красива. Она сразу про многое созвучна мне.
Во-первых, я полностью согласна, что пространство существует без наших усилий, и это было до нас и будет после.
Мы не создаем его. В то же время всякий человек его меняет. Даже несколько шагов меняют все, см. "Эффект бабочки".
То есть, из огромного количества потенциальных возможностей мы выуживаем несколько и делаем из них надобную нам структуру. Что и описано в вашем посте - обозначаем границы, центр и свойства.
В этом процессе образуется некий симбиоз человека и пространства. Всегда разный. Иногда очень приятный, порой тяжкий.

Наше пространство, созданное для чего-то, существует, пока мы с ним взаимодействуем. И тогда история с Амстердамом уподобляется истории любви или долгого знакомства. Чем больше связей внешней и внутренней нашей реальности создается по пути, тем теснее мы соединяемся.
Если не вложиться в связи, соединиться нечем. Оттого история не случается.

Грандиозный ресурс создания пространства сидит в том, что есть разные масштабы. В проектировании это последовательное увеличение детальности проработки.

А это как распаковка архива, и она, возможно, требует не только смены зума, но и вложений внимания наблюдающего. Мы одухотворяем то, на что смотрим, оно приобретает глубину и резкость.


Как работают амулеты? Являются ли они источником пространства или отмечают вход в пространство, созданное свойствами?
Как устроено в вашей КМ: вы создаете пространства или выделяете?

Как по мне, амулеты не источники пространства, и не врата в него. Они действуют в существующем, меняя вероятности, но сохраняя структуру.

А что касается меня, то я тоже меняю вероятности, и мне нравится создавать места или вещи, где я могу быть проявлена. Тут вот, например. Или в моем доме. Если в ваших терминах, то, скорее, это все же "выделяю пространство".
если я - часть твоей судьбы, когда-нибудь мы встретимся снова. (С)

Оффлайн Мальва

  • Часто здесь
  • ***
  • Сообщений: 124
  • Карма: +12/-0
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #36 : 27 Февраль 2016, 10:08:13 »
Nekele, большое спасибо!
Очень созвучно все, что вы написали.
Особенно связи. Это основа градостроительства, но я даже не знала, как подступиться к этой теме, а она, оказывается, уже звучит и отзывается.

Энергообмен и структура связей - близнецы-братья, как вы считаете?
Мы говорим энергообмен подразумеваем связи? И далее по тексту :)

(И кажется, у меня срослось про структуру архетипов :))


Оффлайн Nekele

  • Хозяйка
  • Тут всегда
  • *****
  • Сообщений: 8173
  • Карма: +665/-0
    • Дом Некеле
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #37 : 27 Февраль 2016, 16:28:56 »
Связи - это средство энергообмена существ между собою, миром и духом.
если я - часть твоей судьбы, когда-нибудь мы встретимся снова. (С)

Оффлайн Мальва

  • Часто здесь
  • ***
  • Сообщений: 124
  • Карма: +12/-0
О структуре архетипов.
« Ответ #38 : 29 Февраль 2016, 00:32:05 »
Напишу здесь свои находки по структуре архетипов, чтобы не растекаться мыслью в теме 12 персонажей.

Нарыла в теме архетипов два направления.

Первое направление - идеальные образы.

Заход о клюкве в красном не праздный :))
Есть такие смыслы, или понятия, или слова, или идеи, которые никак не воплощены в реальности сами по себе. Они существуют только в мире идей. Например, цвет. У нас нет никакой возможности увидеть красный. Только предмет красного цвета. И это значит, что ягода клюква, которой самой-то по существу пофигу, является для нас проводником идеи красного цвета.
Золото - проводник идеи идеальности. Для одного приемника. А для другого - вовсе даже проводник образа Маммоны.
Баба Нюра, продающая на рынке варенье, кому-то проводит образ вздорной базарной бабы, кому-то - бабушки, у которой всегда есть вкусненькое, кому-то - успешного частного предпринимателя. (Фактически она ничем из этого не является, а является женщиной какого-то возраста, роста, веса и др)
Так же работает хороший фильм или (любое произведение искусства) - каждому зрителю показывает что-то свое, отвечает на незаданные вопросы, раскрывает потаенные чувства. Благодаря многогранным, сложным и неоднозначным образам.
И вот тут важно, как назвать эти образы, которые принимают на себя идеи и проекции, чтобы понимать суть и не путаться. Это не проводники и не носители. Они как манекены или экраны. Надо подобрать хороший термин.

Тут очень отзывается метафора архетипа как фильтра восприятия. Мы смотрим на человека через призму архетипа и видим воплощенную идею Мудреца, например.
Причем! :) кому-то (я знаю пару таких людей) достаточно увидеть окладистую седую бороду, чтобы образ конкретного живого мужчины совместился с внутренней идеей Мудреца. И мы не можем сказать, что эти люди не правы, просто вот так у них выглядит этот кусок коллективного бессознательного.
Не зря же анекдот: бороду я сбрею, а ум-то, ум куда???

Это я еще и к тому, что 12 ролевых архетипов совсем не то же самое, что зодиак или соционические типы. Те - инструменты. Хорошие, рабочие, но про другое. Человек, имеющий соционический тип Штирлица не проводит идею или образ Штирлица. Вячеслав Тихонов его прекрасно провел и этого достаточно.

Похоже, эти 12 идей или смыслов о том, каким бывает человек, очень важны (для Духа?)

И мне кажется важным, что образы архетипов могут иметь совершенно разное детальное наполнение, но легко узнаваться.
Это мы посмотрели на тему снаружи.
Приглашаю обсудить.

Оффлайн Мальва

  • Часто здесь
  • ***
  • Сообщений: 124
  • Карма: +12/-0
О структуре архетипов
« Ответ #39 : 29 Февраль 2016, 00:37:24 »
Теперь посмотрим на архетипические образы изнутри.

Второе направление - варианты целостностей.

В бессознательном хаосе есть какие-то проблески, кусочки, детальки образов. Есть что-то осознанное ранее. И все это собрано в причудливый узор с некими взаимосвязями. Как конструктор одновременно из лего, тетриса, деревянных кубиков, домино, набора юный электрик, картофелины и моркови.
Мы можем вырезать из картона трафарет. Допустим, силуэт слоника. И посмотреть на свой хаос сквозь трафарет. Мы увидим слоника! Ого! Какой слон! У него уши в горошек, одна нога синяя, а вторая из морковки. Силуэт наполнится деталями, лишнее, что мешает видеть образ слоника, будет отсечено, его закроет картон трафарета. Мы можем какое-то время с ним поиграть: вот, какой у меня внутри оказывается слоник с ушами в цветочек. (Крылья как у пчелы, вместо ушей цветы...) но такие образы неживучи, как писала недавно
Чонора.
пройдя какой-нибудь простенький интернет-тестик типа "Какое Вы в телеге колесо?", я примерно два часа ощущаю на себе его воздействие. Я говорю по телефону, выполняю простые бытовые действия, общаюсь с близкими не как "просто я", а как то самое колесо, отличное от всех прочих колес. Потом проходит.


Я думаю, тема имитаторов из этой же серии - некоторые детали носителя укладываются в трафарет наблюдателя и образы совмещаются. А часть деталей не соответствует и вызывает диссонанс.

И есть другой вариант. Можно сосредоточиться на связях и уникальных функциях кусочков и деталей. Увидеть их как конечности или органы некоего существа, организма, целостности. Возможно, это тоже окажется слон. Скорее всего это будет очень странный слон. На трех или пяти ногах, несимметричный, с  длинной шеей или тремя сердцами. Но это будет живой организм, у которого каждый орган на своем месте, и со своей задачей, и даже такие похожие ноги невозможно поменять местами. Он имеет собственную структуру и не развалится за несколько дней. Думаю, такой странный слон и есть пример архетипа во внутреннем мире человека.

Оффлайн Мальва

  • Часто здесь
  • ***
  • Сообщений: 124
  • Карма: +12/-0
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #40 : 31 Март 2016, 14:53:04 »
 Есть заезженные слова: город это живой организм. Каждый вкладывает в это свои смыслы. Но факт тот, что город- это не большая деревня. Смысл города не в том, что дома из камня и не в том, что здесь есть заводы и офисы или высокие здания. Любой город отличается от деревни особым энергообменом. Город - это всегда центр связей. Энергия в виде людей, транспорта, ресурсов, товаров, информации входит в город и выходит из него. Причем выходит уже преображенной. Город занимается трансформацией энергии. Промышленные города трансформируют ресурсы в продукт, торговые - продукт в приобретение, столицы создают и транслируют власть. Часть потока оседает в самом городе. Материализуется в виде зданий и мостовых. И они в свою очередь становятся ресурсом для того, чтобы город жил дальше.
И тут я вижу интересные аналогии с ролевыми архетипами. Например, город зародился как торговый, сформировал структуру, подходящую этой задаче: торговую площадь, посады, городское самоуправление. С ростом влияния появились конфликты. Город становится воином. Нужны стены, рвы, запасы продовольствия и арсенал. Победив врагов и накопив ЛС, становится столицей.
Появляются представительские здания. Парадные проспекты. Власть вкладывает ресурсы во внешний облик города. Транслирует свои ценности и создает иллюзии. Потоки энергии смещаются и в области смыслов и в реальном пространстве.
В какой-то момент получается, что старые органы и артерии (здания и дороги), которые были очень важны, становятся неактуальными. Но чем они были важнее, чем сильнее был город в те времена, тем более монументальные руины остаются от прошлых периодов. В этом смысле очень показателен Рим. В Средние века форумы Древнего Рима использовали просто как каменоломни, но и то не смогли полностью разобрать. При Муссолини они воспринимались как досадное неудобство. И только с развитием туризма памятники Древнего Рима снова стали актуальным и полезным ресурсом и активно включились в энергообмен.

Оффлайн Мальва

  • Часто здесь
  • ***
  • Сообщений: 124
  • Карма: +12/-0
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #41 : 19 Май 2016, 08:56:56 »
Часто бывает очень сложно ответить на вопрос "Зачем"?
Интересна ли архитектура мастерам других специальностей? Зачем она им?

Мне очень созвучны слова Джана:
Цитата: Djun
Но я учу тебя видеть законы бытия в привычных вещах, показываю, как через шахматы можно тренировать видение. Чтобы расти, ты вынужден всякий раз подавать заявку на Силу, пытаясь воспринимать иначе, чем привык. Только так твоё осознание сможет вырасти.

Мы с Юной задумали встречу на тему "Границы":

21 мая, в субботу, с 12-00 в антикафе в центре Москвы, на м. Добрынинская.

Я, как архитектор, расскажу об архитектурном понимании границ в материальном мире. О том, какие границы есть в природе, как и зачем создает границы архитектор. Будем смотреть слайды и размышлять о потоках и границах в  Венеции; о Берлинской стене, как травме и исцелении пространства.
Выйдем на понимание границы, как ресурса.

Юна, как мастер внутренней Монголии, предлагает практические упражнения о личных границах, правилах "паспортного контроля" и "получения виз". Будем щупать границы "себя" и определять, где "я", а где "не я".

Приглашаем вас послушать, поработать, обменяться мнениями, посмотреть иначе на привычные вещи и, возможно, расширить свои границы.

Стоимость: "фри донейшен" + оплата времени в антикафе от 2р/мин.
Адрес в личке.
Приносите флешку, чтобы забрать слайды для "домашней медитации" на тему.





Оффлайн Мальва

  • Часто здесь
  • ***
  • Сообщений: 124
  • Карма: +12/-0
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #42 : 26 Январь 2017, 10:30:41 »
Друзья, я с новой идеей на мою любимую тему междисциплинарного обмена.
Немного рассуждений и анонс.
 
Продолжаю искать свой формат передачи «Архитектура для неархитекторов». Мастер-класс «Про домик» – хорошо. Вещать в эфире – совсем не идет. Все-таки мне очень важна практика и общий рабочий процесс. Придумала одну штуку, опробовала и очень вдохновлена. Дальше приглашение в виде описания.

Рабочее название: «Градостроительный масштаб. Практикум.»
Будем работать с пространством метафорического города в роли градостроителей.

Практикум будет длиться неделю с 3 по 11 февраля. Начнется он-лайн и завершится живой встречей в Москве 11 февраля.
Вы можете иметь запрос. Вашу ситуацию или задачу, возможно ваш проект или отрезок времени,  который вам интересно увидеть или осознать как пространство. Или как структуру. Я не буду знать ваш запрос. На практикуме мы создадим пространственную метафору-город и будем работать с его архитектурой.
 
Специальные навыки не требуются.

Как все будет происходить.
Если вы записались на практикум, то 3 февраля вы получите письмо с домашним заданием. Задание состоит из двух частей. Первая часть займет примерно час. Вам потребуется свободный стол и фотоаппарат. Вторая часть потребует от одного до двух часов, пару листов А4 и ручку, которой приятно писать. У нас будет группа в ФБ, где можно будет познакомиться друг с другом и с нашими городами, задать вопросы по ходу работы. Первое задание в двух частях нужно будет закончить до утра вторника и получить второе задание.  Для него потребуется час, несколько листов А4 и любимая ручка.

После этого моей задачей будет создать для наших городов профессиональный контекст. Я подберу аналоги подобных городов, работы мастеров со сходными задачами, приведу примеры интересной графической работы. Увидим много красивых картинок.

Наша встреча в субботу 11 февраля начнется  с теории. Для меня очень важно, чтобы это была не общая абстрактная лекция по основам градостроительства, а очень конкретная  история для каждого из ваших городов. Это одна из причин, чтобы начать работу за неделю до встречи: теория подтягивается за практикой, а не наоборот.

После этого начнем рисовать, формулировать задачи, чертить, обсуждать. Примерно 6 часов незнакомого делания с полным погружением. В основном станем работать с опорой и потоками. Обязательно коснемся границ и ресурсов пространства. Все материалы и инструменты я подготовлю.

Итогом нашей работы станет графический лист «Генеральный план развития города». По сути это будет карта объемной, многоплановой метафоры пространства вашего запроса. Визуальный материал для вашей самостоятельной работы с образами, символами и проекциями.


Вчера в ФБ у Артемия Лебедева: «Удивительно, как много на свете специализированных знаний и как редко их владельцы пересекаются и взаимно обогащают друг друга.»

Буду очень признательна за ваши мысли о прочитанном и вопросы.
« Последнее редактирование: 10 Апрель 2017, 18:20:09 от Мальва »

Оффлайн Naja

  • Тут всегда
  • *****
  • Сообщений: 1528
  • Карма: +194/-0
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #43 : 26 Январь 2017, 10:36:20 »
Мысли от прочитанного: очень круто, интересно, есть куда, хочу.
Указанное время занято другим каждодневным обучением, посему буду рада второму "потоку".
Hic habitat felicitas (C)

Оффлайн Авиталь

  • Тут всегда
  • *****
  • Сообщений: 1370
  • Карма: +176/-0
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #44 : 26 Январь 2017, 12:28:44 »
Я уже попробовала этот процесс, и это было очень продуктивно для меня. Участвую, обязательно.