Автор Тема: Мудрец.  (Прочитано 1299 раз)

Оффлайн Nekele

  • Хозяйка
  • Тут всегда
  • *****
  • Сообщений: 7620
  • Карма: +557/-0
    • Дом Некеле
Мудрец.
« : 10 Февраль 2016, 12:06:52 »
Снова публикую мою работу для проекта "Ролевые гардеробы" у Хло-Фло. http://hloflo.livejournal.com/911483.html

ФИЛОСОФ. МУДРЕЦ. МЫСЛИТЕЛЬ: ЗАКОНЫ МИРА НА ПРАКТИКЕ

Здравствуйте, дорогие читатели. Рада исследовать новый архетип, посмотреть на него с разных сторон и найти что-нибудь неочевидное.
В этом проекте у меня нет цели пересказать известное. Я собираю разные концепции, строю гипотезы и выдвигаю версии прямо тут, с вами, по ходу наших диалогов. Иногда даже меняя свое мнение, потому что появляется какое-то новое понимание. Поэтому в комментариях можно и нужно предлагать свои мысли и точки зрения, опровергать сказанное или добавлять к нему подтверждения из вашей жизни. Вполне возможно, когда-нибудь я смогу сказать «о, я все знаю об этом архетипе», но сейчас – не скажу. Давайте же познавать!

ЗАКОНЫ МИРА: КЕМ ПИСАНЫ И С ЧЕМ ЕДЯТ

Всякий человек с младых лет упирается носом в то, что на этом полигоне существуют свои законы. И их не обойти. Например, если утюг горячий, то трогать утюг больно. Если утюг тяжелый, то падает громко. Если утюг упал, его кто-то уронил. Если уронить утюг, мама будет недовольна.

Законы мира прекрасны тем, что они понятно описываются физикой и логикой, но находят прямое подтверждение и в других дисциплинах, например, математике, искусстве и теософии. Лично у меня есть гипотеза, что этих законов довольно мало, они просты, и весь мир вырезан по одному лекалу, то есть, один и тот же порядок отражается в любой грани бытия. А многообразие и сложность иллюстраций для этих простых законов – это уже развлечения природы и людей.

Постепенно большая часть населения познает некоторый набор законов на своем опыте. Обычно этот набор очень конкретный. Выражен он в правилах жизни. На этом коробочка захлопывается, и дальше в голову уже трудно уложить понимание, что индийская идея кармы – это более общий случай утюга.

Но иногда человек, странствуя по архетипической спирали своей судьбы, обнаруживает, что порядок отражается и здесь, и тут тоже, и там. И ему становится интересно. Знания об утюге прирастают сведениями из электрофизики, дизайна утюгов или маркетинга. Потом внезапно выясняется, что из утюга при специфических условиях иногда доносится радио. Все, начинается эпоха радиотехники. Вы прослушали примерное описание зарождения архетипа «Мудрец» в отдельно взятом Васе.

КАК УСТРОЕН МУДРЕЦ В РАЗРЕЗЕ?

Мудрец ведает тайны. Так кажется снаружи. Самому мудрецу обычно кажется, что он хорошо подготовился и знает тему.

Мудрецов не очень много. Их и не должно быть много. Потому что мудрец решает довольно специфическую задачу, которая не интересует подавляющее большинство народу. Жж-юзер Княжна упоминала, что носителей архетипа примерно пять процентов, и я склонна с ней согласиться.

Тогда почему все такие умные вокруг? Они что – не Философы? – справедливо возопят читатели. И я отвечу - нет.
Подлинного Философа невозможно встретить наставляющим с табуреточки окружающих, дающим экспертную оценку на широкую публику или меряющимся статусом с другими мудрецами.

У Мудреца вообще нет в приоритетах такой задачи – излить свое понимание на окружающих. Ему самому не хватает. В то же время обычно мудрец с интересом и приязнью посматривает на людей. Он не в силах быть частью тусовки, потому что интересуется другим. Но всякий Мудрец имеет компанию любящих его друзей и тайное убежище, где общается и веселится на свой вкус. Иногда убежище бывает виртуальным, но истинные Мудрецы, как ни странно, очень сильно завязаны на реальный мир.

Философ занят одним и тем же все время пребывания в архетипе: он исследует законы мира. Суть всего. Структуру бытия. Устройство духа.

Чтобы сдвинуть такую абстрактную махину, он погружается в конкретику в какой-нибудь избранной теме. Иногда тема меняется. При этом совсем не важно, где он это делает, есть ли у него диплом по теме, и как называется его профессия на данный момент. Мудрецов можно отыскать везде. Я знакома с Мудрецом, который некоторое время работал в автомастерской, и проводил дни, меняя запчасти и вычитывая мануалы по ремонту. Потом он приблизился к состоянию из анекдота:
«Вы прислали нам счет на 10 000 долларов, хотя всего лишь пришли к нам на корабль, осмотрели трубы и сделали один удар молотком!
- Но все заработало?
- Да, все заработало.
- Тогда я детализую счет: пять долларов стоил осмотр, еще пять – удар молотком. Остальное – это оплата знания, куда надо ударить».

Машины тот персонаж начал диагностировать буквально наложением рук на капот. Не публично, а так, для себя. Клиенты просто получали быстрое и точное обслуживание. Через год он тихо уволился и переместил сферу своих интересов в область программирования. Теперь он так же кодит. Неизвестно, что будет дальше. Либо он выйдет из архетипа, либо снова сменит социальный статус вместе с очередным интересом.

Мудрецу не важны социальный успех и статус, хотя чаще всего статус у него какой-никакой есть. Мудрец вполне может занимать место в какой-нибудь организации, но при этом до конца в нее не защелкивается, вызывая смутное чувство розыгрыша у остальных членов сообщества. Мудрец-босс приезжает в контору на ...
роликах (ему надо прояснить, насколько вырастет эффективность прямых продаж отдела при утренней физической нагрузке начальства в 700 ккал). Мудрец-доцент ходит на работу в лесной штормовке и со встрепанной бородой, потому что он не только читает культурологию и философию, он еще и преподаватель физкультуры там же (потому что изучает равновесие человека во всех смыслах).

Внешний вид Философу тоже не важен, просто пусть будет удобно. Потому что если неудобно, то тратится внимание, а если слишком нарядно, то народ начинает Философа замечать, а ему нафиг это не надо.
если я - часть твоей судьбы, когда-нибудь мы встретимся снова. (С)

Оффлайн Nekele

  • Хозяйка
  • Тут всегда
  • *****
  • Сообщений: 7620
  • Карма: +557/-0
    • Дом Некеле
Re: Мудрец.
« Ответ #1 : 10 Февраль 2016, 12:07:29 »
ФИЛОСОФ И ГОДЫ

Юный Мудрец – не совсем ботаник, как можно было бы подумать. Его обычно не бьют в школе и в армии, либо бьют и получают сдачи - потому что он совсем не против решать свои задачи в любой роли. И если смотреть на внешние проявления, а не на суть, то Философа можно типировать в любой другой архетип. Мудрец настолько гибок и поглощен своим, что другие люди его принимают за своего, замечают краем глаза, пока не начинаются чудеса, и не трогают. Еще одного моего знакомого Философа держат за братана в паре институтов, в паре бандитских группировок, в нескольких школах боевых искусств и на чайном базаре в Гуаньчжоу. Нигде он не является полностью ассимилированным в среду, но везде опознается как свой и компетентный.

Чем Мудрец взрослее, тем реже встречается в чистом виде, либо вообще выходит из спирали архетипов наружу. Чем Мудрец взрослее, тем труднее его распознать, потому что он бережно хранит в себе, как матрешка, все пройденные архетипы, и пускает полученные навыки на свою священную задачу – познать суть всего. Чтобы определить Мудреца, с ним надо взаимодействовать и общаться, тогда, возможно, он как-нибудь вам расскажет, что интересно ему в его деятельности и в жизни.

КАК МУДРЕЦ ДУМАЕТ И ДЕЙСТВУЕТ

Он ищет и находит связи, его любимые вопросы самому себе «а откуда это известно?» и «как мы можем это доказать?». Его удовольствие и радость – когда ответы найдены и уложены. И когда находятся новые вопросы. Постепенно об избранной теме он узнает все доступное, и не просто теоретически, он обязательно испробует все методы работы с этим и выберет годные. В итоге получается всеобъемлющее знание вопроса, воплощенное в профнавыках. Это осознанная компетенция, которая вот-вот перейдет в неосознанную (и тогда Философ станет Магом или Творцом), но пока не перешла.

Авторское отступление: Лично для меня Философ похож на аркан «Колесница» - это познавший суть человек - Мудрец, который удерживает в своих руках две ипостаси – мага и творца, на которых, возможно, Пирсон расщепила Мудрого юнговского Старца (впрочем, это выходит за рамки выбранной концепции, поэтому я пока умолкаю, но надеюсь, что заглянет в комменты какой-нибудь философ и мы это обсудим подробнее).

Мудреца не нужно путать с Магом, хотя результаты их работы могут выглядеть снаружи очень похоже: «Чудо какое-то!».

Но в случае Мудреца это именно знание – он постиг этот кусок реальности и законы мира, воздействующие на него. Так хорошо постиг, что познал суть какой-нибудь темы, отдал себя теме, пропитался ей, подключился к ноосфере, если хотите. И его озарения бывают похожи на вещие сны. Менделеева с его таблицей помните? Ему приснилось то, чем он буквально жил годами, - и в момент сна он увидел суть, структуру отношений элементов. Тадам, уровень пройден. Компетенция укомплектована интуицией и приближается к божественному озарению.

На практике это выглядит как способность мгновенно диагностировать и точно понять суть вопроса. Это способность так же точно предсказать, что будет дальше, исходя из законов этого участка полигона. Например, именно Мудрец вовремя уведет группу из-под селя, если он вдруг работает проводником туристов. Потому что «мне показалось, что надо уйти». Именно он внезапно проверит бумаги и сделает критично важное движение перед тем, как сдать отчет.
И чем старше и опытнее Мудрец, тем универсальнее его интуиция и обширнее его осознания.

При этом то, что люди называют педантизмом или попросту занудством – признак имитатора, а не подлинного Мудреца. Потому что подлинный ближе к Шуту, чем к зануде. Осознание – штука веселая, и если какого-нибудь очень компетентного автора поддушивает избыточная серьезность или стремление убедить в серьезности происходящего всех-превсех – он пока не в архетипе Мудреца, он в имитаторе.

У подлинного Мудреца нет потребности обсуждать свои вопросы с кем-то, кроме компетентных коллег. Поэтому он не понимает развлечение «поболтать» или «затусить», если только это не конференция узких специалистов по редкой интересной ему теме.

У него нет желания рассказать всем найденные ответы. Иногда, в ситуации, когда все бегают и ищут решение, он может поделиться своими соображениями, но никогда не возглавляет операции по спасению. Потому что Мудрец обычно вещает без всякого пафоса и не требует тишины и внимания, от этого его плохо слышно и не очень заметно.
Поэтому мудрецы через одного имеют синдром Кассандры – им не верят, имидж не тот.

Мудрецы о такой своей особенности знают, не очень печалятся, но в критической ситуации не разговаривают, а действуют и уносят собственные ноги (или чьи-нибудь дорогие ноги тоже). Но если вы вдруг видите человека, который необъяснимо остается там, где сейчас разразится что-то страшное – это тоже, скорее всего, Мудрец (ему же надо исследовать это страшное).

МУДРЕЦ И ЛЮБОВЬ

У Мудреца обычно все хорошо со смыслом жизни, этот архетип очень умеренно страдает экзистенциальной тоской. Истерика от Мудреца – вещь практически невозможная. Почему: потому, что он не может позволить себе потратить топливо на фейерверк, ему надо еще вот там разобраться, а вы с какими-то эмоциями.
Если что-то может выбить Философа из колеи – так это его собственные душевные движения. Он божественно спокоен, пока его увольняют, коронуют, целуют, делят меж собой соперники, безуспешно тащат под венец, интригуют и бойкотируют. Ему весело и интересно, и уж точно не больно и не опасно.

Страшные потрясения начинаются, если каким-то образом внутреннее равновесие оказывается нарушено. Эмоционирующий Философ – зрелище столь же редкое, сколь грустное. Потому что он растерян и повержен. Как объект любви он неуязвим, а, переходя в субъекты, становится отчаянно раним. В этой области ему не понятно ничего: какие тут связи? Где логика? Оперировать чувствами он не умеет, потому что пока все целовались по углам, он собирал карманный миноискатель, и, целуясь с кем-то по ходу дела, не успел это обдумать и разобраться, как ему это вообще.

Иногда Мудрецов обзывают бесчувственными чурбанами и холодными гадами, которые идут по головам.

Неа. Они не бесчувственны, они крайне преданны и если любят, то это глубоко и навсегда (жив ли партнер, рядом ли, какого пола и возраста, и было ли между ними что телесное – не имеет значения). Взаимная любовь пары, в которой есть Мудрец, тоже очень красивое зрелище снаружи.
Но Мудреца не разведешь на пафос, не соблазнишь, если он против, и не заставишь жениться. Им трудно манипулировать, он будет вежливо и спокойно ждать, когда вы уже закончите ваши попытки нажать на кнопки и перейдете к прямому взаимодействию. В силу того, что Мудрецы не очень заинтересованы в социальном успехе, они обычно не пользуются бешеным спросом. И если Искателя всякая романтичная дева готова обогреть и полюбить, то Философов любят женщины другого склада.

Чтобы быть подругой/партнером Философа, все равно придется пользоваться скиллами Опекуна, потому что ваш возлюбленный/ая поесть забывает неделями, пока вкапывается в тему. Зрелый Философ не очень часто вступает в брак, при этом руководствуется совершенно нетипичными для этого причинами.

Тем, кто хочет любить Мудреца, имеет смысл помнить, что когда Философу понятно, ему скучно, а когда скучно, он не включается.

С КЕМ ПУТАЮТ МУДРЕЦОВ

Мы тут уже вывели, что самое важное, заветное, драгоценное для любого подлинного носителя архетипа «Мудрец» - познание законов мира. Все остальное ему до лампочки. Поэтому
Мудрец не Шут – он ни с кем не конкурирует и никого не отражает. Но подлинный Мудрец обычно всегда готов улыбаться себе под нос, и шутки его глубоки, точны и искрометны.
Мудрец не Маг, и мы это уже обосновали.
Мудрец не Творец, он не создает совсем новые смыслы, а разбирается с имеющимися, и так дел по горло. Хотя если он начинает делать, то под его руками появляются новые инструменты и новые творения, просто из-за глубины его понимания темы. Подлинный Мудрец – это монетка, на одной грани которой – Маг, на другой – Творец.
Мудрец – не Опекун и не наставник. Ему не настолько интересно, кем вы вырастете, чтобы вас растить. Он никого не хочет переделать, согласен на любой вариант вашего развития, и что получится – то будет изучено и предоставлено своей судьбе. Тем не менее, Мудрец бережет и любит тех, кто ему близок. И заботится вполне бытовыми способами, когда не занят иным.
Мудрец – не Правитель, ему не интересны иерархические движения и сопутствующие склоки и войны. А Правителям некогда разбираться, как там чего устроено. Но плох Правитель без архетипа Мудреца в наборе, и недаром Александра Великого учил аж сам Аристотель. У Аристотеля, кстати в этом проекте были именно задачи Мудреца, а вовсе не Опекуна. Не успехи Александра, но великие перемены на обширном общественном полигоне, чтобы поглядеть, что выйдет, и убедиться, что прозрил верно и все понял правильно.

В ТЕНИ МУДРЕЦА

Пара слов о тени Мудреца. Понятное дело, что в тяжелых обстоятельствах он уже не такой хороший незаметный товарищ. Если в познании сути всего его пронесло мимо финиша, он может удариться в настоящую мизантропию. И закон станет предпочтительнее своей реализации на практике. Тень Мудреца повернута к людям задом, а к концепциям, структурам и функциям передом, свое единственное убежище видит в них и за них порвет любого. Всякий приближающийся человек идентифицируется как опасность. И тут у нас получается Мудрец в башне – и башня без входов. Не ходят друзья, зато не боюсь врагов… Любая попытка других людей затронуть любимую концепцию причиняет физическую боль. Тут и до безумия недалеко. А самоизоляция часто оборачивается самоуничтожением, иногда физическим.

ИМИТАЦИОННЫЙ МУДРЕЦ

Давайте отдельно немножко поговорим про имитаторов, тема многим интересна. Я собираюсь о ней сделать отдельный текст, но про Философа скажу тут.

Самый популярный во дворе у нас после Любвника кто? Правильно, именно Мудрец. Нарядиться Философом мы пробуем все, и некоторые довольно часто. Потому что не так трудно, как изобразить другие архетипы. А бонусы велики, если не спалиться).

Каков же он, квазиМудрец?

Русский фольклор метко описывает повадку имитационного мудреца: «Слова в простоте не скажет».
Зануда любого возраста и пола – это оно. Изрекающий мертвую, непрожитую истину.
У Мудреца внутренний локус контроля. У Имитатора – внешний. Ему кровь из носу надо, чтобы вы заметили, что он умный. Что он больше всех знает (и сейчас всех научит). Как любой имитатор, такой Мудрец не существует без аудитории. Поэтому он непременно кого-нибудь находит и принимается нудить.
Эти же ребята периодически устраивают в каком-нибудь месте Интернета битву на сертификатах. Они цепляются к словам, меряются цитатами и задираются посредством «а ты чо читал? А Сенеку читал? А Ницше читал? Чем докажешь?». Но, как всякое существо с внешним локусом контроля, имитационный Философ более ригиден и инертен, чем подлинный. Его очень легко вывести из себя и из роли простым способом – усомнившись в его регалиях, умище или компетентности.

Вот и все, что я имею сказать об этом дивном архетипе, и давайте же обсуждать:)
если я - часть твоей судьбы, когда-нибудь мы встретимся снова. (С)

Оффлайн Doren

  • Тут всегда
  • *****
  • Сообщений: 558
  • Карма: +61/-0
Re: Мудрец.
« Ответ #2 : 10 Февраль 2016, 18:35:31 »
Любопытно, что про Искателя много писали "я - Искатель!", а про Мудреца нет. И большинство комментариев в жж начинаются словами "есть у меня один знакомый Мудрец". То есть я не подсчитывала, но сложилось такое впечатление. Может, потому что есть у меня тоже есть один несколько знакомых Мудрецов.
Люблю их и восхищаюсь. Наверное, ни перед одним другим архетипом у меня нет такого пиетета.

А (из соседней ветки вопрос) почему Гермиона не мудрец? Я согласна, её планы работ для всей троицы и вытаскивание из неприятностей - это опекунское, но ведь знания - её страсть. Или "хочу все знать" - это еще не Мудрец, а библиотечный подвид Искателя? А мудрец начинается тогда... в какой момент?
Мне даже кажется, что на Гарри и Рона она наседала с книгами не потому что опекун и хотела видеть как они развиваются, а потому что - ну не о чем поговорить же. Или желание нафаршировать ближнего тем, что только что узнал сам, подсунуть книгу, пересказать теорию - чтобы потом обсудить - это всегда опекун?

Оффлайн Nekele

  • Хозяйка
  • Тут всегда
  • *****
  • Сообщений: 7620
  • Карма: +557/-0
    • Дом Некеле
Re: Мудрец.
« Ответ #3 : 10 Февраль 2016, 19:14:47 »
Или желание нафаршировать ближнего тем, что только что узнал сам, подсунуть книгу, пересказать теорию - чтобы потом обсудить - это всегда опекун?
Угу. А эльфов? Эльфов помнишь? Обвязывание малого народа носками? И общество ГАВНЭ?
если я - часть твоей судьбы, когда-нибудь мы встретимся снова. (С)

Оффлайн Doren

  • Тут всегда
  • *****
  • Сообщений: 558
  • Карма: +61/-0
Re: Мудрец.
« Ответ #4 : 10 Февраль 2016, 19:25:36 »
Да, я после твоего комментария сразу прозрела. И заодно сразу вкурила про свое опекунство, которое по коллажам в глаза бросается. Я до этого его не так себе представляла (наверное, представляла зрелое и не теневое. мне кажется нафаршировать без запроса - это как раз тень опекуна).

Мой вопрос был больше про её любовь к знаниям:
Цитировать (выделенное)
Или "хочу все знать" - это еще не Мудрец, а библиотечный подвид Искателя? А мудрец начинается тогда... в какой момент?
Я думала, это начало Мудреца.
Но, вспоминая её реакцию на комментарии в учебнике Принца Полукровки и "нет, я буду делать все точно по учебнику" - нет, не Гондолин.
« Последнее редактирование: 10 Февраль 2016, 19:27:07 от Doren »

Оффлайн Nekele

  • Хозяйка
  • Тут всегда
  • *****
  • Сообщений: 7620
  • Карма: +557/-0
    • Дом Некеле
Re: Мудрец.
« Ответ #5 : 10 Февраль 2016, 20:12:20 »
Так тебе ж никто не запрещает быть зрелым Хранителем (если ты он), но тринадцатилетней девочке можно быть только вот таким, нескладным вариантом Опекуна, потому что она еще многого не знает, не получила по носу от подопечных и вообще пока первый круг архетипов идет.

хочу все знать
хочу все понять
хочу все выучить - три разных упражнения.
« Последнее редактирование: 10 Февраль 2016, 20:14:29 от Nekele »
если я - часть твоей судьбы, когда-нибудь мы встретимся снова. (С)

Оффлайн Nekele

  • Хозяйка
  • Тут всегда
  • *****
  • Сообщений: 7620
  • Карма: +557/-0
    • Дом Некеле
Re: Мудрец.
« Ответ #6 : 11 Февраль 2016, 12:50:11 »
Материал по Мудрецу от Тайного Эксперта, с его разрешения. Взято здесь: http://hloflo.livejournal.com/913276.html?view=50165116#t50165116

АРХЕТИП "МУДРЕЦ/ФИЛОСОФ"

Следует сразу упомянуть, что я, как и моя коллега, чья статья была опубликована ранее, с некоторой неловкостью разделяю в своей голове Мага, Мудреца и Творца. Уважаемая коллега высказала гипотезу, что Мудрец=Маг+Творец, но для меня магия как концепция – это уместный динамический баланс между "деланием и неделанием": за первое отвечает Творец, за второе – Философ, и собранному из них, как Вольтрону, Магу вот так очень хорошо и комфортно.

Достаточно очевидно, что заключительным и победным аккордом этой оргии будет определение Творца как Мудреца+Мага (потому Мастер Делания с необходимостью и Знает, и Может), и вот уж тут-то все три архетипа окончательно сольются в экстазе явив совокупность, трехликую, как тримурти.

Впрочем, пока есть возможность рассмотреть одно из слагаемых отдельно, мы займемся этим. Потому что этим занимаются Мудрецы – смотрят на основу, на базу, на то, из чего все состоит и как оно устроено.

Анализ

На свете, очень много добрых, сердечных людей, но очень мало таких, кто прибавил что-то к нашим знаниям.
Льюис Синклер


Мир, в котором мы живем – впечатляющей красоты самоподобное множество, сложность его узора достигается не столько сложностью изначального рисунка, сколько изменением размерности. Это фрактал, рассматривать который интересно, но еще интереснее – углубляться в созерцание и находить его основу, базу, элементарные звенья, на которые он бесконечно дробится. Маг в этом случае говорит "Что наверху, то и внизу". Он тоже знает.

Мудрец – Человек Знания. И еще он – Философ, это хорошее слово, потому что оно говорит не только о мудрости, но и о любви. Мудрец ищет знание не потому, что это почетно, денежно и даже не потому, что его заставили. Он делает это по любви, и эта любовь определяет его, как существо. Это то, чего он не может не делать. Искатель влюблен в странствие. Философ – в знание как процесс (как глагол) и как результат.

Что характерно, знанию не обязательно быть тайным. Тайна – это мило и привлекательно, но не необходимо. Оставьте философа на полчаса с интернетом, и когда вы снова взглянете в его сторону, он будет с упоением читать в википедии о массе самого большого тунца, выловленного рыбаком-любителем (335 чертовых килограммов!).

Знание универсально. Среди тайного эксперта считается, что философское образование должно быть первым из нескольких, потому что философия учит учиться. Имея этот навык как базовый, легко в короткий срок освоить практически любую заинтересовавшую профессию, и Мудрецы этим безвозбранно пользуются. Мудрец обладает ненулевой компетенцией в разных областях знаний, в его голове одновременно и без всяких конфликтов хранятся факты о Вьетнамской войне, эпохе героинового шика, теории струн, способах изготовления черного пороха, все версии убийства Кеннеди и все подходящие к случаю разрезы для сеппуку.

Кстати, эта самая ненулевая компетенция в сочетании с пониманием фрактальной структуры мироустройства – хорошая, годная прививка от снобизма и высокомерия. Везде повторяются те же узоры, и таким образом ни одно сообщество не лучше другого – почти везде иерархические игры, одни желания, одни пороки, одни сезоны. И сами люди устроены образом, схожим до неотличимости: их мотивы прозрачны, их реакции и действия можно с большой достоверностью предсказать. Мудрец либо наблюдает, либо принимает меры, но никого не судит. Ему не интересно судить.

I can't think that it would be terrible of me to say — and it is occasionally true — that I need physics more than friends.
Robert Oppenheimer


Впрочем, дружелюбие Мудреца вещь неоднозначная. Его ровная доброжелательность не предполагает высокого уровня эмпатии. Публике нечего с ним делить, ему тоже от публики ничего особенного не требуется. Смахивает на безразличие. Безразличием по сути и является. Ужасно противный тип.

Синтез

Дружище Мудрец! Ставим лайк!

Во-первых, он ... полезен. Действительно.

Мудрецу можно задать весьма неожиданный вопрос и он, благодаря обширной эрудиции и ненулевой компетенции, на него ответит. А если он не знает, то знает, как узнать: скажет, на что обратить внимание, назовет ключевые понятия и пару нужных фамилий или монографий для самостоятельного изучения.

А через два часа придет и скажет спасибо за наводку: почитал, проникся, очень понравилось, хотел бы обсудить.

Во-вторых, философ ужасно забавный!

Юмор – умение находить противоречия в обыденном и соответствия в непохожем. Мудрец отлично разбирается в таких вещах. А еще есть "остроумие", и оно тоже присуще Мудрецу. Философ невовлечен и доброжелателен, поэтому когда он позволяет себе вслух вовремя высказать точный комментарий, обнажающий комичность происходящего, обычно это не выглядит едкой и злой насмешкой.

В-третьих, он говорит на разных языках.

Дивная способность говорить так, что любой поймет. И сам Мудрец не сочтет это ни унизительным, ни смешным. Сказал Господь: "Говорите на разных языках", Мудрец принял это близко к сердцу.

В конечном итоге, это тоже последствие ненулевой компетенции. Мудрец может при необходимости изъясняться как гопник, как любитель видео-игр, как нумизмат. Для Славного Малого, для Правителя, для Искателя. Если Мудрецу вдруг по каким-то своим причинам нужно донести до вас некую идею, он донесет ее внятно: Иисус (имеющий в наборе архетип Мурдеца, пусть и не ограниченный им) говорил с людьми, и всякий понимал его, и разбойник, и блудница, и торговец, и стражник.

Или же Мудрец говорит не на разных языках, а на метаязыке, и каждый понимает его как тот, на котором мать пела ему колыбельные, как тот, на котором он признавался в любви, как тот, которому учил своих детей. Язык образов, метафор, слов точных, как удар стилета и легких, как поцелуй бабочки.

Если Мудрец демонстративно изъясняется сложно и заумно, но при этом не может объяснить свою мысль простыми человеческими словами – он не Мудрец. Скорее всего, неловкий имитатор из самых смешных. Стивен Хокинг в предисловии к "Краткой истории времени" пишет:

– Мне сказали, что каждая включенная в книгу формула вдвое уменьшит число покупателей. Тогда я решил вообще обходиться без формул.

И таки обошелся.

За что бы дизлайкнуть Философа?

Во-первых, он занят непонятно чем.
Ты его за шиворот, а он тебе:
"Позвольте! Я ставлю мысленный эксперимент! Отойдите и не мешайте!"
А. и Б. Стругацкие.

Если вам удалось обратить свое внимание на Философа, который вообще-то уходит от направленного наблюдения, то вы очень скоро увидите, что он не занят ничем серьезным. Что-то читает, забросив ноги на стол, смотрит в окно и бездумно чиркает на бумажке какие-то каракули, попросту ест. Вполне вероятно, он очень занят на клеточном уровне, но эта его расслабленность все равно страшно бесит, особенно если вы начальник Философа и вам нужно, чтобы он вот прямо сейчас метнулся явственно и с демонстративно-истерическим воодушевлением впахивать. Философ не будет впахивать.

Можно ожидать, что к вечеру завтрашнего дня он предоставит вам какой-нибудь гениальный план, и вы, поняв его ритм работы, отвяжетесь от него... Или не предоставит, поскольку он работой на вас решает какие-то совершенно свои задачи, и результаты, которые он получает, не совпадают с результатами, которых вы ожидаете. Философам выгодно быть незаметными в том числе и чтобы их не отвлекали. Деятельность Философа сокрыта от посторонних, а посторонних ничто так не раздражает, как чье-то безделье... Или то, что наблюдателем интерпретируется как безделье.

Если ваш ребенок – потенциальный Мудрец, все вышесказанное в силе. Он не делает алгебру своего четвертого класса, нет, он сидит над тарелкой остывающего супа с ложкой, так и не донесенной до рта, и неотрывно читает учебник биологии за десятый. Потому что ему интересно. А алгебра не сделана. Да какого ж черта! И ешь уже свой суп!

Во-вторых, вполне возможно, он очень умен, но совершенно точно безумен.

Тень Мудреца – Безумец. И это не мягкий и милый Сумасшедший Ученый, вроде дока Эммета Брауна из "Назад в будущее".

Мудрец уходит в Тень, когда он пробует на вкус чистое знание, не отягощенное ничем мирским. Он больше не наблюдает действительность. Он и не хочет. И теряется.

Вместо того, чтобы сверять свои озарения с реальностью, время от времени применяя знание на деле, он углубляется в совершенно абстрактные концепции, неприменимые нигде, или же начинает охранять сверхценное/опасное знание и коснеет в этой бессменной страже. У него все тот же блестящий интеллект, но в Тени к нему добавляется змеиная холодность, дьявольское высокомерие и комплекс бога. Его остроумие становится ранящим.

Он больше не может ничего осознать, он больше не способен быть объективным, он оценивает не себя, а других. И оценивает дурно.

Мы считаем выражением этого теневого архетипа Хорхе из "Имени розы" Умберто Эко. Слепец, не видящий мира, охраняющий запретное по его мнению знание – книгу о смехе. Судящий, решающий за весь белый свет, готовый на насилие. Коварный, опасный, серый кардинал, манипулятор, знающий о человеческих слабостях и использующий их. Жестокий слепой безумец.

В-третьих, как это ни ужасно, Философ даже вне Тени не будет вас развлекать. Серьезно.

Он знает огромное количество удивительных фактов, у него прекрасное чувство юмора и нечеловеческая интуиция, но он не скормит это вам даже по большой любви, потому что кроме большой любви у него есть Истинная. К Истине.
К тому же Философ может, несколько стесняясь самой необходимости произносить это вслух, однако с полным правом сказать: "Мои вкусы очень специфичны, ты не поймешь", и будет прав. Он это точно знает. Он многое знает об окружающих людях, но того больше о собственных чувствах, устремлениях, интересах, вкусах – вообще о себе, потому что первым делом, как было завещано давным-давно,

познал

самого

себя.

Аналогия и Моделирование

Какую книгу мог бы написать Мудрец-помесок с другим архетипом? Как бы она называлась? Мудрец-Любовник, быть может, "Камасутру", Мудрец-Правитель – "Государя", Мудрец-Воин – "Искусство войны"? Как насчет Мудреца-Шута? Мудреца-Бунтаря?

На какого живца ловить Мудреца? Чем привлечь его внимание, как соблазнить и одомашнить, если вы, например, Правитель (или носитель любого другого архетипа) и вам позарез нужен при дворе лояльный и готовый к коммуникации Философ?
если я - часть твоей судьбы, когда-нибудь мы встретимся снова. (С)

Оффлайн Naja

  • Тут всегда
  • *****
  • Сообщений: 900
  • Карма: +109/-0
Re: Мудрец.
« Ответ #7 : 11 Февраль 2016, 12:53:47 »
Да! Как раз хотела просить сюда этот текст. Ибо невероятнейший пир.
- И что теперь?
- Всё что угодно.
(С)

Оффлайн Nekele

  • Хозяйка
  • Тут всегда
  • *****
  • Сообщений: 7620
  • Карма: +557/-0
    • Дом Некеле
Re: Мудрец.
« Ответ #8 : 11 Февраль 2016, 12:54:42 »
Там в каментах пир продолжается еще)
И там разворачивается самое интересное. Важное. Местами - страшное (и еще страшнее будет в Маге и Творце).
То, как существа не могут впихнуть Мудреца в картину мира, но пробуют. И тогда Мудрец искажается до неузнаваемости в их глазах (это не я по встречке, это они все. это не я ошибаюсь в определении, это ваши мудрецы неправильные все) - либо его начинают ненавидеть.
Непознанное так фонит. Черной ямой со звездами. И пугает людей.
« Последнее редактирование: 11 Февраль 2016, 13:33:43 от Nekele »
если я - часть твоей судьбы, когда-нибудь мы встретимся снова. (С)