Автор Тема: Опекун.  (Прочитано 1188 раз)

Оффлайн Nekele

  • Хозяйка
  • Тут всегда
  • *****
  • Сообщений: 7354
  • Карма: +523/-0
    • Дом Некеле
Опекун.
« : 19 Апрель 2016, 12:41:44 »
ВОЗЬМИ МЕНЯ НА РУЧКИ: АРХЕТИП ЗАБОТЛИВЫЙ – ВЕЧНАЯ ТОСКА ПО ЛЮБВИ

Архетип у нас в разборе, наконец-то, популярный в народе, очень часто встречающийся, с хорошим пиаром и множеством разнообразных носителей и проявлений. Понять его полегче, чем Мага или Мудреца.

ОТКУДА БЕРУТСЯ ЗАБОТЛИВЫЕ

Исходя из концепции К. Пирсон, мы странствуем от архетипа к архетипу, вырастая из младших к более старшим. Сменяя задачи и контексты жизни, мы действительно приобретаем новые обличья и функции, - и до Опекуна, четвертого по счету архетипа, можно добраться примерно так.

Невинный и Славный Парень, он же Сиротинушка, - это существа с малым социальным весом. Они либо младшие по возрасту, либо их права и ответственность редуцированы по другой причине (болезнь, намеренный отказ от взросления и т.п. и т.д). Оба эти архетипа могут проявлять добрые чувства и милосердие к другим существам, но ничего, кроме первой помощи, обычно не сделают – компетенций не хватит. То есть, из полыньи вытащат, а откачать – уже сложно. Книжками поделятся, но почерк и произношение не поставят. Воины – ребята чуть постарше духом, и могли бы направить силу на благо ближнему, но им некогда, они конкурируют не на жизнь, а на смерть. Если у вас в наличии Воин, то кроме мордобития, никаких чудес. Он за вас умрет или убьет, а  дальше живите сами, ему не до того. 

А вот потом, когда душа человеческая выбралась уже из младенческих пелен Невинного, посидела на краешке Сиротского стула, потолкалась в спортзале с Воинами, и все это примерила, и все задачи освоила (или отменила)  – тогда приходит время Опекуна. Архетип драгоценен тем, что он в спирали первый, у которого хватает сил надолго заметить кого-то, кроме себя, не только в битве, и не только как ресурс.

Когда человек дорастает до понимания, что для сохранения своей реальности, ее стабильности и равновесия, хорошо бы позаботиться о наличии в этой реальности еще кого-нибудь, для пущего гомеостазу, - вот тогда он готов к распаковке квестов Опекуна.

С кем Опекун ведет свою архетипическую игру? С младшими архетипами, а также с имитаторами любого архетипа, и изредка – с представителями старших архетипов, оказавшимися в недееспособном состоянии. Как только старший архетип (а их восемь) пришел в сознание и смог встать на ноги, вся власть Опекуна заканчивается.

У архетипа несколько русских названий: например, его называют Заботливый, Опекун, Наставник, Хранитель.
Но Наставником может быть не только архетип Наставника, а еще и Маг, и Мудрец, и временами Творец (они будут отличаться причинами, по которым учат).

Хранитель – это высшее выражение архетипа, для которого крайне важна стабильность. Хранитель бережет традиции, сокровища и жизни. По возможности, и приумножает.

Почему он Опекун – потому что он готов, может и хочет проявлять милосердие и поддержку к тем, кто меньше его, обладает меньшим количеством ресурса.
Почему он Заботливый – потому что он будет тем, кто обеспечивает утоление потребностей на самой подошве пирамиды Маслоу, то есть, кормить, чистить и лечить.
Заботливый может быть просто обслуживающим персоналом, незаметной санитаркой или волонтером. А Опекуну его статус очень важен. Опекун тоже может кормить с ложечки, но в отличие от наемной няни, он в иерархии выше, чем подопечный. Иногда этот архетип считают своим те, кто постоянно занят устройством чужих дел, или мчится на помощь по первому звонку, или покорно выполняет все требования друзей. Это – не Опекун, это Невинный, который пытается заслужить себе любовь и принятие, чтоб не бросили одного. Или Свой парень, который ищет пути войти в стаю снизу.  Ну и, наконец, это теневой Опекун, о котором ниже.

Еще важно понимать, что есть Опекуны, а есть просто взаимоподдержка взрослых людей, которым не трудно иногда позаботиться друг о друге. Опекуну не важно, трудно или нет – он всегда готов, ему это нужно, и порой больше, чем подопечным.

О СОДЕРЖАНИИ ПОНЯТИЙ

Слово «опека» заимствовано в XVI веке из польского языка. А поляки взяли смысл у латинского слова «procuratio» -  «опека, управление».  В то же время Лев Успенский писал, что по древнерусским источникам "опека", содержащая корень -пек- – это  буквально "озабоченность", "забота о ком-нибудь", которая как бы "печёт душу" опекуна.

Итак, у нас есть слово, которое описывает человека, который о ком-то заботится и имеет право управлять, полностью или отчасти, действиями и ресурсами подопечного. Управление и забота – два основных инструмента любого Опекуна.

А кто у нас тогда подопечный? А это тот, о ком заботятся. Приятно быть кем-нибудь, кого берегут и растят, правда? Не нужно думать о множестве взрослых вопросов. Правда, стоит учитывать, что подопечный по сравнению с опекуном заметно поражен в правах. Не нарочно, так уж  получилось. Если вы – подопечный, то вы, по объему вашей ответственности и прав в этих отношениях, либо ребенок, либо домашняя зверушка, либо сильно младший по рангу и статусу, либо недееспособный персонаж. И, раз уж такое приключилось, то радуйтесь, «с вами тот, кто все за вас решит», перефразируя Высоцкого. Зато вам есть, что поесть, откуда копать, и в чем ходить.

И тут стоит, наверное, крепко призадуматься тем, кого манит карьера ведической или какой-нибудь другой домостройной жены. Чтобы не было иллюзий насчет союза равных партнеров.

А еще иногда мечта об Опекуне выглядит как «я ищу Учителя». Было ли с вами такое, и кого вы на самом деле искали, когда ваша душа ждала мудрого наставника?

ПОРТРЕТ В ИНТЕРЬЕРЕ

Функцию и основную задачу архетипа можно описать кнопкой «сделать все хорошо». При этом хорошо будет так, как кажется хорошо опекуну.

Как отличить Опекуна от всех остальных? По реакции на появление в поле объекта опеки. Кто-то упал в яму? Остальные вытащат из ямы и дальше пойдут. А Опекун вытащит и отведет за руку в школу скалолазания и даст попользовать снаряжение. И проконтролирует сдачу нормативов.

Всякий Опекун очень любит стабильность. Чтобы все было правильно. Понятно. Без катаклизмов и срывов. Для этого архетипа все перечисленное – как знак качества его работы. Лучшие носители архетипа – это блестящие представители человечества, люди уважаемые и милосердные. Они – спасение для младших архетипов. Их очень любят Правители (и умеют ими пользоваться).
Всякий Опекун опосредован той иерархией, которой служит.
В иерархии у него есть скромное, но почетное место. Потому всякому Наставнику ценна благодарность: это подтверждение его значимости и смысла его жизни, это уважение, валюта, которая дороже денег (потому учителя и врачи работают часто за очень маленькие зарплаты).
Любое наставничество, лечение-помощь или выращивание-воспитание основано на позиции «я больше тебя».
Если Заботливому удается изначально договориться о «Ты маленький, я большой», все получается прекрасно. Ученики обучаются, обездоленные спасаются, раненые выздоравливают.
Как только на этапе договоренностей возникает путаница, все сыплется: страдает и сам Заботливый, и его подопечные. Почему? Потому что Заботливый всегда сам решает, что составляет благо в данном случае. Он вам причинит пользу, и будет уверен, что поступил верно. А если вы не признаете, что он большой, важный и полезный, и оставляете более статусное место за собой, то получается, что вроде, вам помощь оказывают, а вроде вы о ней и не просили, челом не били, он сам пришел. Тут открываются просторы для обид и конфликтов, особенно, если заботливый уверен, что все уже по умолчанию как он решил, а вы так не думаете. Как спастись: если вы видите неудержимое причинение добра, немедленно задавайте уточняющий вопрос в лоб: зачем вы делаете для меня то, о чем я вас не просил? Либо вам дадут ответ, либо Опекун найдет другую жертву.

Да, кстати. Поскольку Опекун – архетип, хоть и взрослый, но обращенный в детство в сути своей, деньги ему не очень актуальны. Он не умеет их зарабатывать, не особо понимает, как ими распорядиться (купить еще один словарь, сюртук и указку?), и склонен делать почти бесплатные консультации или выполнять часть работы даром, за идею.

Отношения – тоже епархия взрослых существ, и Опекунам в отношениях обычно неуютно, поэтому они быстренько женятся с покладистым человеком, способным обеспечить семью или выходят замуж за работу и на том успокаиваются.
Разновидности Опекуна:
1. Сестра милосердия. Бывают Братья, но Сестры – чаще. Вынесут с поля боя, зашьют сквозное пулевое ниткой из подола, будут месяц делать искусственное дыхание рот-в-рот и горько плакать, когда очередной подранок встанет, выдернет капельницу и уйдет по своим делам. Попытаются прибинтовать к койке.

2. Учительница первая моя, она же и последняя (С). Такие думают об учениках куда чаще и больше, чем о своих делах.
Даже любовная история с носителем этой разновидности будет иметь привкус мела и параграфа из учебника. Вам все время будут транслировать полезные сведения. А в перерывах ставить оценки, пока ваш локус контроля не поедет окончательно.
Тем не менее, Опекун-Наставник очень привлекает. Все реальные и вымышленные романы учеников с учителями – это про то, как Акела, наконец, промахнется, и можно будет наставить себе пятерок прямо в журнал. Это про запретные социальные лифты прямо во взрослость (ученики обычно не догадываются, что Наставник  изнутри – им ровесник).

3. Строгий ментор. Вспомним Снейпа из Гарри Поттера, и увидим, что чем ментор суровей, тем гуще толпа поклонниц. Вдруг его сердце растает, и откроется. Вдруг он захочет стать моим настоящим другом? (на самом деле – вдруг он меня усыновит? Ибо ментор олицетворяет собою обычно архетип Заботливого, но строгого Отца). Менторы любого толка, от бизнес-тренеров до личных консультантов, от таких подкатов несколько шалеют и не очень приветствуют, им в рабочей атмосфере куда уютней, и они будут отбиваться, не учитывая, что сопротивление удорожает их как трофей. Если ментор не отбивается, а вступает в разные равные личные отношения, это уже не Опекун.

4. Всеобщая Мать. Поймает, накормит, выслушает, вытрет подолом слезы и к сердцу прижмет. Знает про всех все, включая группу крови и качество стула. Категорически не занимается никакими своими делами. Только чужими, зато виртуозно.

Приглашаю продолжить список, если вы видели другие разновидности и готовы их добавить сюда.

В ЗАСАСЫВАЮЩЕЙ ТЕНИ

А что в тени? А там у нас притаились неисчислимые отряды дорогих и близких. Мамы, которые звонят своим тридцатилетним детям с вопросами про личную жизнь или чтобы помочь выбрать дату отпуска. Бабушки, ведущие по апрелю за ручку очумелых от жары внучков в пуховиках и шапках. Или еще один знаковый для нашей страны жест Теневого Опекуна – кормить. Невзирая на отказы, с шантажом, уговорами и физическим давлением.
Кстати, именно на этой истории можно хорошо разглядеть, что Опекун все же заботится о ком-то внутри себя (иногда это распечатывается как родовая история голода и лишений, трансгенерационное наследство), а не о реальном нынешнем ребенке, который никогда не голодал. Истинный получатель насильной еды – не подопечный, а опекун. И поэтому кормление невозможно остановить, ведь тот, внутри, никогда не насыщается. А что там хочет этот, снаружи, - Теневому Опекуну не интересно.

Известны истории про Опекунов-спортивных тренеров, которые причиняют физическую боль и даже травмы, чтобы выжать результаты. Понятно, что эти персонажи тоже не видят реальных живых людей  в своих спортсменах, они видят механизмы по добыче медалей, дипломов и похвал тренеру. Похожая ситуация с родителями, которые таскают детишек по трендовым кружкам и секциям без выходных.

Теневой опекун начинается там, где перестают задавать подопечному вопрос: «А ты сам-то чего хочешь?».

Теневой опекун имеет два признака:
1.   Он совсем теряет из приоритетов реальные потребности подопечного.
2.   Он вкладывает силы в рост своей власти и влияния, чтобы утолять свои внутренние потребности, которые чаще всего вообще не осознает.

Подопечные для Тени опекуна теряют свои живые черты и не видны, как личности. Они используются только как функции. Персонажи компьютерной игры, где геймер решает все. Заодно игроку не надо отвлекаться на свою жизнь – подопечные сыграют ее в лучшем варианте, чем было на самом деле.
Таким образом, Теневой Опекун отказывается от своей жизни и поглощает чужую.
У теневого Опекуна всегда есть много очень внятных аргументов в пользу того, почему он заставляет и манипулирует. Ведь цель оправдывает средства.
Чем больше у человека болят внутри его давние раны, тем интенсивнее он может пытаться заставить других людей утолять эту боль посредством следования инструкциям. Это не приносит результата, но приводит зачастую к удивительным вывертам человеческой истории, когда Теневой Опекун дорывается до абсолютной власти над подопечными. Вспомните медсестру Рэтчед из книги «Пролетая над гнездом кукушки». Она искренне полагала, что приносит пользу людям. Как и бабушка из книги «Похороните меня за плинтусом».

Ни остановить Теневого Опекуна, ни вразумить его обычно не получается. Единственный способ выйти из этой Тени – исцелить собственные раны нелюбви, но для этого их надо признать и озвучить, а у Опекуна на это ни сил, ни осознания не хватит. Так что, если вы – реальный Темный Опекун, то вы себя здесь не узнаете. Незачем. Проще изловить очередного брата меньшего и нанести непоправимое добро. А то мы тут разбаловались на разборе старших архетипов, которые как раз Тень свою чаще всего видят и признают.

ЗАЧЕМ ЕМУ ТАКИЕ ХЛОПОТЫ?

Опекун решает важную задачу. Он вкладывается временем, силами и вниманием во что-то, что хочет сохранить и продолжить. Чаще всего объект опеки - все-таки люди, хотя я встречала Опекуна библиотек и знакома с несколькими Опекунами животных.
Для Опекунов очень важна стабильность. Она им подтверждает, что все идет правильно. Если вдруг вместо стабильности стрясся кризис или катастрофа, Опекун по возможности всех спасет, но потратит весь нервный запас, а чтобы восстановиться и не погибнуть, при первой же возможности от спасательных действий перейдет опять к своим привычным занятиям. Известны трогающие душу истории учителей в концлагерях: эти Наставники создавали для заключенных детей-учеников островки стабильности и продолжали выполнять свою работу.

Суть архетипа станет нам ясней, если мы посмотрим, что получает Опекун, реализуя стратегии архетипа.
1.   Власть. Я лучше знаю, что тебе лучше.
2.   Открытость и доверие подопечных. А это дорогого стоит.
3.   Признание.
4.   Иллюзию семьи или близких отношений с подопечными.
5.   Чувство защищенности и уверенность в себе. Я большой. Я сильный. Я сильнее подопечных.
Весь комплект этих сокровищ  – набор ребенка, которому слишком рано пришлось научиться быть (или притворяться) взрослым, принимать решения, нести ответственность и заботиться о других.

У Опекуна его благополучие  вынесено вовне и зафиксировано в подопечном. То есть, если с подотчетным пионером что не так, то и икра не лезет в горло, и компот не льется в рот.  Опекун становится тем любящим, заботливым, теплым и внимательным Значимым Взрослым, которого не было в сходный момент у него самого.

И понятно, почему Опекуну так важна его работа.  Предположу, что главной задачей архетипа является исцеление самого себя через исцеление других. Есть концепция «раненого целителя», о ней можно прочесть в статье психолога Ролло Мэя. Вот что он пишет: «Я хочу предположить, что мы лечим других людей с помощью своих собственных ран. Психологи, которые становятся психотерапевтами, так же, как и психиатры - это люди, которые будучи детьми должны были стать терапевтами собственных семей. Это довольно хорошо установлено различными учениями. И я предлагаю развить эту идею и предположить, что та проницательность, которая приходит к нам благодаря собственной борьбе с нашими проблемами, и приводит нас к тому, чтобы мы развили эмпатию, сострадание и креативность по отношению к другим».

Все мы были когда-то кем-то ранены, иногда эти раны глубоки и приводят к тому, что части нашей души будто капсулируются, существуя отдельно от целого, а мы чувствуем себя не полностью живыми.
И если в детстве вы страдали от заброшенности и недостатка внимания, есть шанс, что вы захотите стать учителем, чтобы ваши ученики были одарены вниманием и заботой. У каждого Опекуна свои способы в попытках исцеления и заботы о других, передать таким образом заботу и поддержку себе самому в прошлое. Выбор подопечных зависит от раны: кто-то вкладывается в дома престарелых, кто-то волонтерит в приютах для детей, а еще кто-то поддерживает бездомных животных. Тот, кто получает заботу, работает в какой-то мере отражением самого Опекуна, того, из прошлого, кому было плохо.

Понятно, что у Опекунов есть вполне логические и обоснованные объяснения, почему они именно здесь. Но причина, как мне кажется, именно в том, что их приводят собственные раны. И недаром подавляющее большинство хороших помогающих практик строятся на восстановлении целостности клиента.

И тут реализация архетипа зависит от того, на чем Опекун концентрируется. «Я делаю это, потому что хочу, чтобы мне не было больно», «я делаю это, потому что хочу, чтобы для меня и других был другой выход, более безопасный», «я делаю это, чтобы у моих подопечных было побольше сил и ресурсов».

Как только мотивация переформулируется в «я делаю это потому, что хочу, чтобы мои подопечные вышли за пределы той истории, перестали быть ранеными ею, переросли бы ее и занялись бы другими историями» - можно предполагать, что Опекун готов к переходу в новый архетип.

А КСТАТИ, КАК УВОЛИТЬСЯ ИЗ ОПЕКУНОВ?

Чтобы соскочить с колеи архетипа Заботливый, достаточно всего ничего. Подопечных, которые перестали в вас нуждаться. Либо вы им вообще никак не смогли помочь и уперлись в смысл своей деятельности. Либо вы им помогли так здорово, что они теперь здоровы, счастливы и думать про вас забыли, негодяи.

Как только вы потеряли ваших подопечных, если только не наловили новых, - вы внезапно обнаруживаете, что люди вырастают из своих задач, проблем, ран и даже архетипов. И тут фокус внимания, который у вас привычно болтался снаружи, (присматривать же надо за подопечными!) обращается вовнутрь. Как только вас начинает интересовать самосознание, вы вырастаете из архетипа. Рецепт универсальный, подходит всем: помнится, в книге Кастанеды Дон Хуан сказал: «Предоставьте других самим себе». Как только вам удается эта штука, вы больше не Опекун, потому что Опекуну это невыносимо, невозможно. Потому что равнозначно предательству раненого себя, которого можно лечить только припарками для ближних своих. Если Опекун может заняться собою, он теряет интерес к сложным и долгоиграющим способам заниматься другими.

Иногда Опекун, исцелив собственные раны, возвращается к служению и заботам о других, чтобы таким образом хранить память о том, что с ним было. И это уже другой архетип, более старший, хотя деятельность может продолжаться та же самая, но с другими задачами. Не «дать возможность всем бездомным детям играть в футбол», а «просто играть в футбол с детьми на улицах, чтобы было весело». Придумайте свои варианты.

А в целом у меня ощущение, что не все важное сказано, и поэтому я буду либо подробно продолжать в комментариях, либо напишу про Опекуна что-нибудь еще.
если я - часть твоей судьбы, когда-нибудь мы встретимся снова. (С)

Оффлайн fin

  • Тут всегда
  • *****
  • Сообщений: 780
  • Карма: +112/-0
  • деревенский дедушка
Re: Опекун.
« Ответ #1 : 20 Апрель 2016, 11:02:33 »
Очередные наброски под тегом #дифференцируй

Отличие Опекуна от …

1. Невинного
Невинный нуждается в том, кто даст заботу.
Опекун – в том, кто примет.

2. Сироты
Сирота соблюдает закон, чтобы стать своим.
Опекун делает своим, чтобы подмять под догму.

3. Воина
Воин ищет – кого бы победить.
Опекун – кого бы спасти.

4. Травматика
Опекун помогает опекаемому.
Травматик пытается помочь себе, используя опекаемого.

5. Искателя.
Искатель отправляет себя в неизвестное.
Опекун остается в первоначальной версии известного.

6. Бунтаря
Бунтарь разрушает устоявшееся.
Опекун – сохраняет.

7. Любящего
Опекуну важно, чтобы кошка была сыта.
Любящему – чтоб мурчала.

8. Творца
Творец использует воображение, чтобы создать все возможные версии реальности.
Опекун использует опыт для обучения жизни в его единственной реальности.

9. Правителя
Правитель - создает порядок и структуру.
Опекун – передает их дальше.

10. Мага
Маг стремится трансформировать реальность.
Опекун – сохранить.

11. Мудреца
Мудрец ищет истину, которая глобально поможет всем.
Опекун знает истину, которая локально поможет немногим.

12. Шута
Шут весел.
Опекун серьезен.
« Последнее редактирование: 20 Апрель 2016, 12:02:56 от fin »
не страшно, не делай

Оффлайн Nekele

  • Хозяйка
  • Тут всегда
  • *****
  • Сообщений: 7354
  • Карма: +523/-0
    • Дом Некеле
Re: Опекун.
« Ответ #2 : 21 Апрель 2016, 19:36:56 »
Удивительно, что мало в проекте (всеми экспертами) было сказано о поэтичности образа. Я об этом только зацепила краешком в комментариях. А он пронзительный и лиричный, как мало какой иной. В судьбе и пути Наставника много струн звенит, есть среди них и любовь - истинная, и эрос, и танатос, и "весь я не умру", и тоска, и свет. Одна надежда - что Тайный Эксперт напишет песнь об архетипе.
если я - часть твоей судьбы, когда-нибудь мы встретимся снова. (С)

Оффлайн Михаил Мещёрский

  • Тут всегда
  • *****
  • Сообщений: 899
  • Карма: +93/-0
Re: Опекун.
« Ответ #3 : 24 Апрель 2016, 03:35:28 »
Читая Doren вдруг захотел добавить божественного Опекуну.)

Думаю  для человека в большей мере Опекун выражается в виде антропоморфного Бога, некоего большого родителя человеческого рода. Хотя конечно Боги в архетипе Опекун не вмещаются, но явно имеют большую значимость для человека в этом качестве. Человек идет к ним что бы вырасти, получить порцию не достающего,  будь то тепла(любви, заботы),  некого упорядочения жизни(законы, правила и пр.), социального принятия(религии, секты и пр. эгрегор)   и пр.  подобное. В общем-то того, что вводит в некую взрослую жизнь с ее явными(внешними) и тайными(внутренними) гранями.

Читая о  Богах, полубогах и святых думаю можно увидеть идеальных Опекунов(родителей), можно увидеть и темные стороны в этих представлениях.

Если говорить о восприятии Богов разными архетипами, то думаю, из младших они видятся желанными как Опекуны, Родители. Опекуну Бог видится учителем, у которого он учится быть Опекуном(подражает, перенимает навыки, приобретает опыт(родители все в той или иной мере опекуны, а у них были прародители, а у тех Прародитель)). А старшие архитипы к Богам имеют другие отношения, типа договоров, подмастерья, наемных рабочих и т.п.

 
 

Оффлайн Nekele

  • Хозяйка
  • Тут всегда
  • *****
  • Сообщений: 7354
  • Карма: +523/-0
    • Дом Некеле
Re: Опекун.
« Ответ #4 : 24 Апрель 2016, 14:33:07 »
Миша, да, это так. Я не стала писать об этом подробно, потому что уже и так много всего было написано, и потому, что роль моя в этом проекте - провокаторская.
Но Опекун - это еще и про печаль, великую любовь и великое ожидание, и про доверие, и про благословение. Как тут без касания божественного.

И очень точно ты заметил, что у старших архетипов другие отношения с Богом, да. Ой, разные).
если я - часть твоей судьбы, когда-нибудь мы встретимся снова. (С)

Оффлайн Natasha

  • Сами-то мы местные
  • ****
  • Сообщений: 349
  • Карма: +22/-0
Re: Опекун.
« Ответ #5 : 24 Апрель 2016, 23:26:15 »
Нашла в себе опекуна, расстроилась, поняла, что надо срочно перестать заниматься с детьми и пусть сами в конце концов уже выучат эту математику, ушла думать, передумала, продолжаю заниматься с детьми.

Оффлайн Михаил Мещёрский

  • Тут всегда
  • *****
  • Сообщений: 899
  • Карма: +93/-0
Re: Опекун.
« Ответ #6 : 25 Апрель 2016, 08:20:52 »
Nekele, мне очь. нравится как ты это делаешь и у Хло-фло хочу усе прочитать(включая комментарии). Меня особо порадовала пришедшая мысль, что пробежавшись по архетипам можно найти болевые точки, а с ними - точки роста, так сказать - увидеть(осознать) не проработанное или зацикленное.

Оффлайн Naja

  • Тут всегда
  • *****
  • Сообщений: 792
  • Карма: +94/-0
Re: Опекун.
« Ответ #7 : 25 Апрель 2016, 08:46:47 »
Некеле, коллеги, а вот вопрос, на который нет у меня однозначного ответа.

Карпман - это стратегия внутри малой спирали (от Невинного к Опекуну) или это вообще до начала архетипова?

Моя гипотеза, что это раненый невинный. То есть до архетипическое.  Поскольку треугольник замкнут, и за счет блуждания по нему не решается внешних задач кроме слива сил. Хотя набираются навыки технические по спасению, которые можно потом грамотно применить. И роль мигрирующая, ради счастья быть спасателем. И чтобы осознать дары Карпмана - личные крючки, которые в него тянут - нужно обладать устойчивой способностью из него выходить.

С другой стороны, спасатель в Карпмане с Опекуном слит. И Карпман затевается ради спасения.

И чтобы начать движение по спирали, надо иметь хотя бы небольшую устойчивую часть целого Невинного. Как основу для движения.
- И что теперь?
- Всё что угодно.
(С)

Оффлайн Nekele

  • Хозяйка
  • Тут всегда
  • *****
  • Сообщений: 7354
  • Карма: +523/-0
    • Дом Некеле
Re: Опекун.
« Ответ #8 : 25 Апрель 2016, 09:04:51 »
Ну давай попробуем надеть на глобус архетипов совушку Карпмана.

Я не уверена, что она наденется, потому что она никогда не стратегия, и никогда не развития, в отличие от архетипической спирали.
Карпман только имитирует развитие (иногда очень достоверно) - когда троица меняется ролями.

Повспоминала. Видела разные архетипы в разных ролях Карпмана. Похоже, вне архетипов. Ни у кого из тройки нет собственных задач, вся тройка обусловлена зависимым раскладом, каждый смотрит на другого.

В то же время мысли о раненом Невинном имеют большой смысл, на этом половина исцеляющих практик построена.
Сначала ресурс. Весь ресурс, с которого можно начать двигаться - у Невинного. Пройденный архетип Невинного (с + или - результатом) дает доступ к ресурсу.
если я - часть твоей судьбы, когда-нибудь мы встретимся снова. (С)

Оффлайн Naja

  • Тут всегда
  • *****
  • Сообщений: 792
  • Карма: +94/-0
Re: Опекун.
« Ответ #9 : 25 Апрель 2016, 11:06:33 »
Ага. Огромное спасибо. Выстраивается.

Тогда спасатель в Карпмане красиво дифференцируется (с) от Опекуна:

1. Спасатель эпизодический. Задачи на спасение никому не выдают. Опекун растит, осознавая свою задачу и свое право быть и жить.
2. Спасатель не видит людей, ибо нажата кнопка слива. Опекун других, и - через тень к Искателю - себя.
- И что теперь?
- Всё что угодно.
(С)

Оффлайн Naja

  • Тут всегда
  • *****
  • Сообщений: 792
  • Карма: +94/-0
Re: Опекун.
« Ответ #10 : 16 Июль 2016, 18:45:12 »
Адаптированный перевод главы про Опекуна из книги Кэрол Пирсон "Пробуждение внутреннего героя" (1991).

АРХЕТИП: ОПЕКУН

Опекун – архетип, завершающий подготовку героя к Путешествию. Эго сформировано, так что дальше – в путь. Последний, четвертый из так называемых младших архетипов.

Языковая справка для более глубокого погружения в дальнейший текст
А. Опекун – в английском 'Caregiver’, тот, кто дает ‘care’ – заботу, уход, внимание. Ранее в проекте было предложено еще одно название – Хранитель. Ниже по тексту будет использоваться как Опекун, так и Хранитель.

Б. В англоязычном тексте используется слово 'identity’. Идентичность, подлинность, личность, отличительные черты, самосознание. Самый точный перевод по смыслу текста ниже – это удостоверение личности, свидетельство, как внешнее, так и внутреннее, что личность сформирована, удостоверена и готова к путешествию. Ниже в тексте для краткости используется слово «идентичность».

Адаптированный перевод текста Кэрол Пирсон про Опекуна из книги «Пробуждение внутреннего героя» (1991) продолжается ниже.

***

Идеальный Опекун – это совершенный заботливый родитель: порождающий, любящий, внимательный к тому, чтобы заметить и развить навыки и интересы дитя. Настолько преданный этой новой жизни, что если необходимо, погибнет, дабы ребенок благополучно расцвел. Идеальный Опекун к потребностям растущего ребенка. Сначала он заботится о всякой потребности ребенка. А по мере взросления подопечного Опекун все больше учит его тому, как делать вещи и понимать мир – так, чтобы подопечный смог стать самодостаточным.

Опекун, хорошо развивший своего Воина, может устанавливать разумные рамки и границы поведения подопечного. Эти границы создают четкий и надежный инкубатор, в котором растет индивидуальная жизнь. И все же энергия Опекуна в меньшей степени про выстраивание границ, а в большей – про взращивание подопечного и создание ситуаций, которые ему помогут вырасти и развиться.

Опекун дает подопечному почувствовать свою принадлежность, значимость , он создает атмосферу и среду, в которой подопечный чувствует себя в безопасности, как дома.

Древо жизни

Один из символов Опекуна – это Древо жизни, которое беспрестанно питает и поддерживает человека. Этот древний символ указывает на изобилие – каждому будет дано в изобилии, Мать Земля дает нам то, что нужно. Аналогичный древний символ – это фигура Богини с множеством грудей, явно заверяющим, что будет достаточно и не надо беспокоиться.

В Каббале Древо жизни – это символ духовной питательной среды, где забота и еда – это мудрость, а не хлеб. Этот смысл символа также связан с Древом жизни в райском саду, где оно стало Древом познания добра и зла. Вкусив плод, Адам и Ева делают выбор от невинности к знанию, они открываются тому, чтобы познать жизнь во всей своей полноте, включая и наслаждение, и боль. И дерево Бодхи, сидя под которым Будда достиг просветления. Позже Древо жизни представляется как распятие, символизируя жертвенные качества многих Опекунов. Христос связан с деревом настолько, что стал деревом через то, что пожертвовал собой, дабы другие могли жить.

Миф Опекуна – это история о свойствах заботы и жертвы. Во-первых, о том, что мы любимы и о нас позаботятся. И во вторых о том, чтобы не только извлекать пользу из древа, но и стать им: взять на себя часть общей ответственности заботиться.

Образы многогрудой Богини или Христа на кресте – эта два разных способа стать древом. Первый – через изобилие без ощутимой жертвенности, о радостном и наслаждающем дарении. Второй – через жертвенность и дарения, приносящие боль, но способные принести перерождение и трансформацию как для дарителя, как и для получателя дара.

Опекун – самый возвышенный из всех архетипов, связанных с развитием Эго. Он мост между интересами Эго и зовом Души. Осознанный Опекуны знает, кто он и что он хочет, но его сочувствие сильнее собственного интереса. Он заботится не потому, что не ценит самого себя, но потому что забота это и есть высочайшее выражение собственной ценности. Его забота часто сильнее инстинкта самосохранения.

Опекун – это архетип щедрости. Архетип Опекуна включает как материнство, так и отцовство, как взращивание, так и наделение силой. Опекун проявляется в любой момент

Негативный Опекун

Совершенный образ Опекуна – проводник чистой, безусловной и щедрой любви. В реальной жизни человека забрасывает в Опекуна прежде, чем он окончательно повзрослеет. К примеру, слишком многих молодых родителей, не совершивших свое путешествие или не упрочивших подлинного чувства отдельности от своих родителей или других значимых групп. Люди, чья идентичность исходит из родительских ценностей или друзей, моды и причуд общества, не могут адекватно позаботиться о другом, не калеча себя.

Юная мать может обнаружить себя заботящейся о ребенке до того, как развила свои собственные границы или осознала свою собственную идентичность. По сути, она скорее Невинный, у которого подавлен Сирота и вовсе не развит Воин. И тогда бессознательно она будет ожидать, что ребенок позаботиться о ней. Тем самым создается цепная реакция в следующем поколении: ребенок такой матери имеет сложность в том, чтобы найти настоящего себя, поскольку изначально был сплавлен с матерью и сфокусирован на угоде и заботе о ней. Такая мама может также оскорблять эмоционально или физически, фрустрированная тем, что ей недостает нужных опекунских навыков.

С другой стороны, женщина (и мужчина) с выраженным Опекуном рискует потерять себя, удовлетворяя потребности других и будучи не в силах сказать «нет» в ответ на любую просьбу. Она может ощущать почти навязчивую потребность удовлетворять нужды других, не обращая внимания на то, просили ее о помощи или нет. В действительности, это маска Сироты, заботящегося о других, которому нужно и хочется, чтобы о нем позаботились.

Молодой отец, не нашедший своей собственной идентичности, может чувствовать себя в ловушке Опекуна, будучи кормильцем. Это означает, что от имени Опекуна действует Воин, и он чувствует себя взаперти. Или отец может пытаться окружать заботой своих детей, но не знать как, особенно если вырос в семье, где только мать играла опекунскую роль. Мужчина может стремиться быть более заботливым, однако отступает, ощущая свою неуместность. Он может вздыхать о той жизни, где он был бы охотником или лесничим, и чувствовать себя в ловушке скучной работы для обеспечения семьи. Мужчина может проявить эту фрустрацию уходом из семьи, требованиями патриархальных привилегий и прислуживанием или даже насилием.

Нездоровое опекунство может проявляться и тогда, когда Невинный / Сирота слишком травмированы, чтобы человек проявлял более старшие Эго-ориентированные архетипы. Оно же может проявляться, когда люди человек слишком задержался в архетипе Опекуна, и здесь проявляется тень этого архетипа.

Один из теневых аспектов Опекуна – это Душитель, часть, желающая бесконечно сохранять симбиоз матери и ребенка. И действительно, забота может быть способом, которым архетипический отец или мать поглощает новое растущее существо в попытке удержать его или сделать своей частью.

Людям нередко свойственно пугаться, когда они проживают отношения, настолько любящие и принимающие, что границы начинают исчезать. Страх быть проглоченным другим может быть велик, и если опекунство – это способ избежать собственное одиночество и жажду симбиоза, потенциал причинить вред другому велик. Это как если маленький ребенок начинает есть другого человека, чтобы заполнить свою пустоту. И ирония в том, что такой негативный Опекун жадно ест других, в то время как чувствует, что сам поедаем такой опекунской ролью.
И мужчины, и женщины используют других, чтобы почувствовать себя цельными, и те, и другие не осознают, что они это делают. Например, мать, пожертвовавшая своей жизнью и живущая только для своих мужей и детей, часто живет их жизнь. Это означает, что Опекун давит или манипулирует мужем и детьми так, что последние делают то, что хочет Опекун, живут непрожитой жизнью Опекуна. Опекающий отец, пожертвовавший поисками самого себя, часто склонен к тому, чтобы достигать свои цели через детей (реже через жену) и к ожиданию того, что дети или достигнут его несбывшихся мечтаний, или будут оставаться бездумно преданными его ценностям и правилам (под предлогом того, что эти ценности «правильные»).

Свою потребность в эмоциональной поддержке мужчины и женщины часто приносят в отношения, ожидая, что любимый человек заполнит их эмоциональную пустоту. У женщины это чаще выражается в желании всем делиться и все делать вместе, чтобы снова пережить первоначальный симбиоз со своей матерью посредством своего партнера. Женщина может ожидать, что мужчина будут играть роль ее отца, возможно защищающего ее финансово и определенно защищающего от сложностей. Если он не заботится о ней такими способами, она буквально разбивается на части и плачет, и тогда он отвечает как Опекун тем, что успокаивает ее и наставляет.

Мужчина, ищущий излечения своей потребности в эмоциональной поддержке, может желать близости и в то же время чувствовать себя под угрозой любого намека на симбиоз. Он стремится сохранить свою свободу, в то же время ожидая, что женщина всегда будет его ждать. Приходить и уходить, иметь опыт сексуального единения и уровня эмоциональной близости, который он может вынести. Но если женщина не доступна, мужчина отдалится, обидится и будет угрожать изоляцией до тех пор, пока женщина не проявит признаков чувства вины. В экстремальных случаях такой супруг не хочет, чтобы его жена работала, водила машину, выходила со своими подругами, особенно по вечерам. То же может проявляться и в отношении с детьми, особенно с дочерьми.

Другой вид жадно пожирающего Опекуна – это Страдающий Мученик, тип мужчины или женщины, который чувствует, что она или он всегда отдают другим и никогда не получают обратно достаточно. Обычно у Мученика сложности с тем, чтобы получать (возможно, потому что он когда-то выучил, что «благословенны те, что дает, а не получает» или он опасается почувствовать себя обязанными, если что-то возьмет от другого), или с самооценкой, или ему недостает способности Воина сказать «нет».

Для того, чтобы все пошло так, как хочет Страдающий Мученик, он вызывает в другом чувство вины и долга. В конечном итоге он и тот, для кого он жертвует, оказываются в запертой тюрьме, где каждый что-то делает дабы угодить другому, но ни один в действительности не получает того, что хочет или в чем нуждается.
При таком раскладе сначала Страдающему Мученику необходимо развить аспекты Воина и таким образом сделать так, чтобы его потребности удовлетворялись более прямым и честным способом. Людям рядом с таким Мучеником полезно перестать впадать в ступор вины за то, что они получили пользу от непрошеной жертвы, и развить свой собственные способности Воина, чтобы устанавливать свои лимиты и границы.

Мужчина или женщина, все имеют склонность к «пожиранию» других даже против здравого смысла. И это будет продолжаться до тех пор, пока не будет найден внутренний Опекун, который позаботится о себе так же, как и о других. Тем не менее, если человек никогда не получал адекватной заботы (или если он получали ее слишком много), он может не знать, как заботиться.
« Последнее редактирование: 16 Июль 2016, 19:00:06 от Naja »
- И что теперь?
- Всё что угодно.
(С)

Оффлайн Naja

  • Тут всегда
  • *****
  • Сообщений: 792
  • Карма: +94/-0
Re: Опекун.
« Ответ #11 : 16 Июль 2016, 18:45:24 »
Продолжение.

Наука заботы

В каждом человеке - на протяжении всей его жизни - есть внутренний ребенок. И до тех пор, пока не будет развит внутренний Опекуна, человек всегда будет зависеть от других в том, чтобы взращивать и заботиться о своем внутреннем ребенке. Внутренний Опекун внимателен к потребностям внутреннего ребенка, замечая, когда ребенка бьют или пренебрегают. Внутренний Опекун выражает безусловную любовь к внутреннему ребенку, что бы тот ни делал. Эта та часть, которая предлагает принять теплую ванну или выпить горячего шоколада, пойти полежать с хорошей книгой или позволить себе удовольствие приятной или обновляющей деятельности. Он также помогает найти способы того, как лучше действовать в сложных ситуациях, чтобы уже в следующий раз не стать таким побитым.

Поведение внутреннего Опекуна – чаще калька поведения родителей (или других родительских фигур). Если родители кормили ребенка тогда, когда он был расстроен, будучи взрослым, человек неожиданно может обнаружить себя поедающим молоко с печеньем или какую-то другую «успокоительную» еду. Если родители держали ребенка на руках, взрослым он может искать физической близости. Если родители успокаивали, но при этом не давали адекватного направления или совета, то такой взрослый может искать спокойствия, комфорта, но не новые навыки. Если наставляли, но при этом не успокаивали, то человек может прекрасно анализировать то, как сделать лучше, но будет неспособен себя утешить.

Для компенсации дефицита опеки от родителей человек может также взять образы Опекуна из медиа. У людей из дисфункциональных семей, например, имеется раздутый перфекционистский идеал того, что требуется от них как от родителей, поскольку все, что у них есть – это идеализированная родительская фигура из телевидения, фильмов и книг. Дело усложняется еще и тем, что многие телевизионные образы Опекуна рекламные, и это влечет желание покупать вещи. Голод быть опекаемым приводит к потребительству, а это лишь маскирует настоящую потребность и ничего с ней делает.

Если внутренний Опекун не очень эффективен, важно искать ролевые модели во внешнем мире и осознанно моделировать собственное поведение, основываясь на них. Осознанное начало такого моделирования уже способно пробудить здоровое чувство заботы о себе. Адекватные родители не только успокаивают и дают комфорт, они также учат и помогают ребенку узнать и развить своей таланты и способности. Внутренний Опекун человека может развить способность видеть его потребности и находить способы помогать росту и развитию.

Например, человек пришел домой несчастный, потому что его уволили, и его внутренний Опекун говорит: «Все хорошо. Почему бы тебе не принять горячую ванну и не расслабиться?» Если при этом внутренний Воин здоров, то он будет занят, охраняя границы и говоря: «До тех, пор пока тебе не станет лучше, не разговаривай ни с кем из тех, кто собирается тебя обвинить или расстроить», и предположит, с кем говорить будет безопасно. А вот если внутренний Воин нездоров, то он незамедлительно начнет вести войну с самим человеком, говоря о его неполноценности и о том, как он предупреждал о том, что это произойдет.

Опекун учит взращивать внутреннего ребенка на разных уровнях. Младенцу нужно, чтобы его взяли на ручки и успокоили. Восьмилетнему  – чтобы слушали, помогли прояснить, что он думает и чувствует о случившемся. Двенадцатилетнему – безоценочные идеи об альтернативах. Шестнадцатилетнему человеку - знать, что доверяют ему и его способности управиться с ситуацией.

Способность позаботиться о других успокаивает внутреннего ребенка, в особенности Сироту, который верит, что в мире нет по-настоящему безопасного места. В той степени, в которой человек любит других и дает им безопасность, Сирота начинает верить, что такое безопасное место существует. И все же если человек будет заботиться о других, а не о себе, Сирота заключит: «Ну да, безопасное место и вправду существует, но не для меня».

Неизбежно настанет момент, когда подопечный вырывается и готов отправить в свой собственный путь. Он может уйти с благодарностью или объявить, что неадекватность Опекуна и есть причина ухода. Если второе, то полезно знать, что это естественно для подопечных - найти силу для ухода, фокусируясь на негативных аспектах отношений. В такой момент Опекун перепроживает свою собственную диссоциацию с родителями и учителем, но с другой стороны.

Проживание опыта с обеих сторон закрывает круг и дает завершенность опыта. Это часто служит исцелением для внутреннего Сироты.

Опекун и идентичность

Невинный, Сирота, Воин и Опекун вместе взятые помогают найти собственную идентичность. Невинный помогает понять, что хочет человек. Сирота – рану, которая часто определяет форму последующего роста. Воин ставит цели, приоритеты и сражается, чтобы создать выбранную идентичность. Опекун очищает эту идентичность через жертвы. Опекун хочет позаботиться обо всем, быть ответственным и исполнительным и быть всякий раз там, где в нем нуждаются. И все же Опекун не может сделать все или стать для людей всем.

Жизнь требует делать выбор. Так же как и нет конца тем сражениям, в которых может воевать Воин, так же и нет пределов запросам мира на заботу – от самих себя, близких, просто нуждающихся людей, организаций. Если бы мы были богами и богинями – чистыми эманациями архетипа – может быть, тогда мы смогли бы дать ответ всем и каждому. Но как всякий смертный, мы не можем. Поэтому мы выбираем.

Величайший урок Опекуна в том, чтобы быть готовым отдать целиком и полностью то, что должно быть отдано и развить отточенное знание самого себя, своих пределов и приоритетов, способность сказать «нет» тому, что конфликтует с душой.

Намерение проявить свои уникальные дары в мир экипирует человека для того, чтобы ступить в тайны, отправиться в путешествие.

***

Переходы
В Опекуна (из Воина) - зов Опекуна - ответственность, требующая заботы о других (например, родительство), признание эмоциональных потребностей и зависимости других (или своей собственной).
Из Опекуна (в Искателя) - зов Искателя – отчужденность, неудовлетворенность, пустота; счастливый шанс изменений.
- И что теперь?
- Всё что угодно.
(С)