Автор Тема: Творец.  (Прочитано 489 раз)

Оффлайн Nekele

  • Хозяйка
  • Тут всегда
  • *****
  • Сообщений: 7577
  • Карма: +551/-0
    • Дом Некеле
Творец.
« : 20 Июль 2016, 17:01:04 »
Текст написан для проекта Хло-Фло и опубликован тут: http://hloflo.livejournal.com/954374.html

ТВОРЕЦ: БУДНИ ТРАНСФОРМАТОРА

Творец – один из самых романтизированных и социально одобряемых архетипов среди людей образованных. Пишутся книги, переводятся статьи, публикуются списки советов о том, как всем стать творцами. И тут появляются вопросы: как различить тех, кто увлечен трендом и тех, кто проходит архетип, если имитирование Творца сейчас является хорошим тоном и штрихом к имиджу? Чем Творец отличается от графомана? От ремесленника? От садовода-любителя, мирно украшающего свои сотки? От мудреца, который пишет свои труды в качестве медитативной практики?

ШВЕЦ? ЖНЕЦ? ТВОРЕЦ?

Переживание моментов творчества присуще человеку в любом архетипе. Это неотъемлемая часть человеческой натуры, которая у кого-то выражается в красивой сервировке салата, а у другого – в отличном макияже, а у третьего – в особом способе складывать стога. Опекун будет творчески выдумывать методические пособия, Воин создаст изумительный боевой прием, а Невинный налепит куличей из песка. И при этом останутся в своих архетипах.

Упрежу вопросы, которые неизменно присылают после каждого описания архетипа. «А если я влюбился – то я Влюбленный? А если я учусь на педагога – я Опекун?» «А я тут выткала ковер с лебедями – я Творец?». Не факт. Творцов не сказать, чтобы много по улицам бродило.

Архетип – это не весь человек. Творец тоже может тупить в танчики, совершить подвиг, осиротеть или влюбиться. Вопрос, что ж он такое делает, что его не перепутаешь с другими архетипами. В чем разница с другими людьми, которые что-нибудь создают?

Желание придумывать что-то новенькое и показывать это другим людям – это не окончательный признак архетипа, а особенность человеческого рода. Нам тут интересно содержание архетипа, его задачи и свойства. Поэтому то, что вы думаете и знаете о творцах, и те критерии, которыми определяются обычно творцы, не всегда должны присутствовать в полном комплекте, но если суть соблюдена – перед нами носитель архетипа. И носители всегда разнообразнее самой идеи, хотя все обладают общими признаками.

РАЗВИЛКИ И РАЗЛИЧИЯ

Графоман или художник-любитель часто использует свои работы для получения социальных поглаживаний. Для любителя лайк первичен. Не будет лайков – к чему все эти нелепые телодвижения? Творец же ориентирован не наружу, а внутрь.

Снаружи он впитывает, и всматривается в то, во что все превращается внутри. Внутренняя референция, внутренний локус контроля. Любитель может позволить себе огромные перерывы и многочисленные незаконченные работы.

Ремесленник воспроизводит уже созданное, чем выше точность воспроизведения лучших образцов, тем лучше он освоил свое ремесло. У ремесленника практика воплощения задействована лишь на физическом уровне: взять глину, применить технологию, сделать горшок. Садовод-любитель, вышивальщица по схемам или живописец по номерам тоже воспроизводят, только в отличие от ремесленника, без высокой точности. Любитель, кроме того, отличается большим процентом незаконченных работ. Недовязы, недошивы, недолепы – каждый из нас знает, что это такое.

Если человек все время начинает и бросает, он может быть в архетипе Творца, но так ему слона не продать и архетип этот не пройти. Тут имеет смысл разбираться, куда он девает топливо, предназначенное на воплощение, и – скорее всего - мы найдем либо неосознаваемые, но затратные процессы, либо раны, в которые энергия уходит, как в песок, либо прямой запрет на завершение или на само творчество. Много занятного обнаруживается. К счастью, любые запруды на пути творческой энергии можно разобрать. И тогда архетип развивается дальше.

А как же ребенок, самозабвенно рисующий каляки? Ребенок точно творит, он тренирует и прокачивает способность творить, и, возможно, если он далеко зайдет, он станет Творцом. Тем, кто реализует эту способность во всей полноте. Творцу творить необходимо, он не может перестать, пока он в архетипе. Если вы можете перестать, или можете не начинать, или не заканчиваете, - где-то вы застряли в прохождении архетипа.

АВТОРА!

Есть важная штука, характерная и требующая решения для всякого носителя архетипа Творца. Авторство. Не в том смысле, что Творец все время тырит идеи – он их тырит, не сомневайтесь, прямо из коллективного бессознательного. А в том, что если вы боитесь показать нечто миру, вы боитесь стать автором этого, - вы еще не творец. Авторство выходит за рамки отдельной личности и может включать в себя несколько, как матрешка.
Способность принять авторство - один из важнейших признаков Творца как архетипа. Подписать творение. Взять на себя ответственность за него.

Некоторые Творцы попутно творят дополнительную личность или несколько, и был случай, когда один и тот же Творец – Ромен Гари дважды получил одну и ту же престижную литературную премию. Второго «Гонкура» ему дали не зная, кто скрыт под другим именем.

Тут и до шизофрении недалеко, подумает психологически образованный читатель, и будет, с одной стороны, прав. Потому что всякий Творец одержим всяким персонажем и творением своим. С другой же стороны, в отличие от безумца, Творец легко входит и выходит в состояния, образы и способы мышления. По собственному на то желанию. Есть немало примеров, когда Творец необратимо сходил с ума, и это немедленно отражалось на его произведениях, хотя ни талант, ни трудоспособность не были утрачены. Терялось главное – трансформаторная способность. О которой будет ниже и подробно, потому что это и есть суть всякого Творца.

Каждому творцу и автору предстоит пережить, что
- его творения многим безразличны, и это не изменится,
- другим людям эти работы активно не нравятся,
- третьим нравятся очень сильно, и они все время требуют еще.
И остаться в равновесии.

Понятно, что это вызов, это задача для старшего архетипа. Если вы не можете выдержать, что кто-то оценит ваше творчество плохо, вы очень быстро сгорите, переваривая критику, или же вообще не станете показывать миру свое творчество.
Если вы не можете выдержать безразличие, - вы тоже не выйдете на сцену с мыслью «а кому это надо?».
Если вы не справились с почитателями, вы не сможете пойти дальше и измениться, и будете только такими, какими вас в первый раз застиг успех. Для них, дорогих поклонников. На этом все, можно закрывать творческий проект. В лучшем случае останется ремесло.

ОТ НАЧАЛА ПРИКЛЮЧЕНИЙ ДО ВАКАНСИИ ТВОРЦА

Идея К. Пирсон о двенадцати архетипах как метафоре путешествия героя, конечно, отражает не только цепочку событий в путешествии, но и онтогенез человеческой души. Давайте посмотрим на идеальный сюжет путешествия по Пирсон: от Искателя в Бунтаря, затем через Любящего в Творца. Из безмятежности и невинности Творцом не стать. За плечами должно остаться приключение. А лучше, если оно продолжается.

Путешествие не случается без Искателя, когда шило этого архетипа проворачивается в нужном месте, человек выходит за пределы обыденности. И его душа перестает насыщаться только выпиливанием лобзиком по инструкции или только сервировкой стола и гардероба. Потому что становится ясно, что есть что-то еще, неведомое и недостигнутое.

Выйдя за дверь птичьего двора, путник понимает, что прежняя жизнь ему не подходит, уберите, унесите! Тогда начинается фаза Бунтаря. Это попытки разрушить, устранить несовершенства мира, а иногда – попытки убежать в прекрасное далеко, тогда получается Бродяга, а если Бунтаря поймали за разрушением, то выйдет Изгой. Но проходит какое-то время, и человек убеждается, что мир не однородно отвратителен, а местами и очень хорош. И пока никому еще не удалось переделать человеческую природу. А раз так, то для чего же тратить силы? Бунтовщик начинает учиться принятию. С этого момента он готов решать задачи Любящего. А тот человек, который может принять то, что есть, и любить то, что ему дано в ощущениях, уже настолько наладил свои отношения с миром, что к нему начинает подкрадываться понимание того, как он может создать свою собственную реальность не в противофазе, а в синхронии с существующим миром.

И только после того, как эта эпопея с отвержением и принятием всего завершена, мы в идеальном случае прибываем в архетип Творца: «я видел это, я отвергал это, я любил это, познал это, и могу теперь выразить это». Он завершающий среди архетипов действия и проявления себя в мире. И все три предшествующие архетипа необходимы и достаточны.
Сказка готова, песня сложена, и теперь можно отправляться домой, потому что там уже ждут те, кто будет слушать.

КОЕ-ЧТО ОБ ЭЛЕКТРИЧЕСТВЕ

Я хочу снова обратить внимание на то, что Творцом я тут называю не тех людей, которые создают, например, предметы искусства. И даже не тех людей, которые испытывают творческие порывы и воплощают их в хобби-поделках. Только тех, кто занят главным квестом Творца на любой его стадии.



Полная реализация архетипа сносно описывается в разделе физики «Электричество». Творец – первый, кто испытывает потребность не только аккумулировать энергию, но трансформировать, и делает это настолько качественно, что остаются излишки, которые потом нужно перевести в энергию действия: вкладывать ее в вещества и процессы вещественного мира и выгружать в завершенном виде. Отличное занятие для бога, скажете вы. И будете правы.

Главное занятие Творца – работать трансформатором. Он берет все, что ему подвернется: физические ресурсы, состояния и настроения, травмы и радости, и переплавляет это в свои работы. Генерировать – это последствие. И Творцу оно надо, чтоб полегчало. Есть старое русское слово «опростаться», в числе прочих значений имеет смысл «разродиться». Опустошиться, освободиться, извергнуть нечто сложное и завершенное, снова упростить все, чтобы было место для нового куска сырья. Потом может быть всякое: удовольствие от оваций, удивление «это я сделал?» или даже безразличие к творению: «это уже не я, это было давно». Но потребность выгрузить доминирует над аплодисментами. Иначе Ван Гог не продолжал бы при отсутствии покупателей, а Ахматова не хранила бы свой «Реквием» годами в голове, никому не рассказывая – а ведь могла бы просто не писать, зачем силы тратить, если все равно запретят. А вот затем. Затем, что созданное, во-первых, отпускает создателя, во-вторых, освобождает место – а там уже стучатся новые произведения.

Если человек зашел в архетип Творца, но при этом пройти его не может (где-то в его энергообмене с миром и духом случается затор), он не выдает наружу конечный продукт в нужном объеме, и перегорает. «Не имеющий голоса логос во мне раскаляется добела» (С) Наталья О Шей. В итоге либо получаются обильные захоронения незаконченных начатых шедевров, либо все бабахает, примерно как сгущенка в скороварке. И недосостоявшийся Творец разрушается физически и духовно, заканчивая где-нибудь в наркопритоне или желтом доме. При этом мы все знаем долгие и плодотворные истории классиков, которые благополучно прошли Творца и добрались куда-нибудь в Философа, вспомним того же Гете.

Вот наладить более-менее бесперебойный процесс работы этого божественного трансформатора – это главная задача того, кто попал в архетип Творца. Как только у него получилось, и мельница заработала, человек выходит на новый уровень себя. Ему больше не надо париться о конкурентах, рыдать над критикой. Его даже не очень сильно интересует, что чувствуют по поводу сотворенного другие люди: электрическая цепь уже сработала, и искрит где-то дальше. Творцу главное – делать. Результаты, которые при этом получаются, крайне сильно меняют личность и ее энергообмен.

На этом, по К. Пирсон, случается апофеоз путешествия героя, и можно отправляться с дарами домой, переваривать. А путь домой начинается с Правителя, который – тадамм! – знает, как употребить созданное на благо себе и другим. Правители – главные заказчики того прогресса, который неудержимо шпарит из генераторов Творцов.

ТЕНЕВОЙ ТВОРЕЦ

Теневого Творца никак не определить по его творениям. Он может выдавать шедевры, оправдывающие существование человечества. Суть Тени – в особенностях энергообмена. Например, теневой Творец настолько увлечен процессом, что тырит чужое электричество на свои нужды. Тот самый анекдотический великий ученый, жена которого обязана быть тихой, работящей, хорошо стенографировать и помогать подбирать любовниц.

Второй способ впасть в Тень – перестать трансформировать. Выдавать при касании электрический ток, не переводя его в безопасную форму. Тогда Творца начинает буквально рвать непереваренными, непригодными для усвоения душой состояниями и произведениями.

Любая эмоция, не прошедшая через осознание, с помощью творческих приемов может быть выражена почти абсолютно. В итоге Творца через эти перегрузки несет по кочкам, где он теряет разум или жизнь. Помните многократно воспетое «сгорел, как звезда», и «кому умирать молодым». По сути это непригодность предохранителей.

Важно, что Творец может производить что угодно, и не выходить при этом в Тень. Оружие, запретные вещества с интересными эффектами, неведомые бациллы - это не вопрос теневого Творца, это касается уже применения созданного, и относится к области теневого Правителя, который это подобрал. Творец свободен от морали. Это отражается даже в обыденном коллективном сознании: «все художники пьют», «все артисты гуляют». Но если вы рисуете только монстров, придумываете только автоматы или сочиняете крайне мрачные песни, и делаете это неотступно и безупречно, вы не теневой, вы просто Творец, отойдите от темной стороны, и не будет вам печеньки.

Третий способ стать Тенью для Творца наиболее бескровный: нужно просто превратиться в канониста. Объявить какой-либо метод или путь творения единственно верным и встать на его защиту и поддержку. Готово. Почему так делают? На такой шаг легко пойти из дефицита топлива. Волшебная мельница запнулась, идеи не поступают, внешнее влияние сильнее внутреннего, - и бывший Творец пытается сэкономить и уберечь, что осталось. Тут же сбегают музы, спонтанность и свобода выражения, на этом все.

В то же время нет противоречия меж творением и деньгами, меж гением и злодейством. Творец никому не обещался быть голодным. Если вам суждено добраться до творца в путешествии своей души, вы будете творцом в любых обстоятельствах, как яблоня всегда вырастает яблоней. Даже если у нее не мягкая почва, а каменистый склон под корнями. Правда, она будет маленькая и кривая от невзгод. Так и творец – он останется творцом, но его творчество будет горчить и болеть. Мне всегда интересно, как бы это было, если бы человек или дерево получили все, чтобы оказаться такими, как их задумал бог. Если у творца достаточно денег, чтобы творить себе дальше, это признак того, что он перерос свои раны.

СОВЕТ И ПРАКТИКА НАПОСЛЕДОК

Совет: Если хотите стать творцом, но вам еще не доводилось, сделайте каким-нибудь способом, чтоб у вас что-нибудь получилось раз пять. Желательно, чтоб все лучше и лучше, но просто «получилось» уже хорошо.

Практика: сядьте поудобней, посмотрите внутренним взором на образы, всплывающие перед вами, как на ролик на Ютубе.

1. Что у вас есть в наличии, чтобы взять это и трансформировать в ваши творения? Наблюдайте, что появится перед вами. Как выглядят ваши исходники? Из чего вы творите? На каком топливе работает ваш трансформатор?

2. На что для вас похоже то, как вы создаете? Как вам процесс? Как выглядят препятствия, если они есть?

3. И вот вы сделали это, - смотрите, что получилось. Это будут не обязательно творения, которые вам привычны – бессознательное может показать вам любые картинки. Заодно уточните, на что в вашем внутреннем мире похожи ваши работы.
Подпишетесь? Хорошо сделано? Еще будете? Что вы вообще чувствуете по отношению к своим творениям?

Думаю, нет смысла писать результаты этого упражнения здесь, оставьте их себе, и желаю вам плодотворно над ними поразмыслить.
если я - часть твоей судьбы, когда-нибудь мы встретимся снова. (С)