Автор Тема: Любовник/Любящий  (Прочитано 1034 раз)

Оффлайн Nekele

  • Хозяйка
  • Тут всегда
  • *****
  • Сообщений: 7678
  • Карма: +569/-0
    • Дом Некеле
Любовник/Любящий
« : 05 Сентябрь 2016, 15:21:33 »
Написано для проекта по архетипам "Ролевые гардеробы", http://hloflo.livejournal.com/967075.html

ЛЮБЯЩИЙ/ЛЮБОВНИК/ЭСТЕТ/РОМАНТИК – КТО ВСЕ ЭТИ ЛЮДИ?

Я приступала к этому тексту с желанием «буду краток»(с), но не вышло. Потому что внезапно пути мои пересеклись в работе с двумя яркими представителями архетипа. И тут я осознала, что раньше я не очень их понимала. И вообще была в полушаге от того, чтобы слить архетип. А раз уж мне дали возможность увидеть и соприкоснуться, пришлось написать все это, потому что аж пальцы жжет.

Все большое человеческое приключение рулится двумя огромными силами. Сабина Шпильрейн, ученица Зигмунда нашего Фрейда, определила их как инстинкт жизни и инстинкт смерти, Либидо и Мортидо. Эту же парочку многие знают, как Эрос и Танатос.
Танатоса мы пока тревожить не будем, нам бы с его спутником разобраться.

Что происходит с человеком, когда он рождается? Он поглощает либидо, он впитывает витальность, растворенную в тепле рук, в молоке матери, в ласковых словах. Пройдет время, и полученное будет отдано вовне. Выросший человек теперь может не только впитывать любовь, но и выделять ее. Собственно, этот абзац и описывает то, что является путешествием по архетипу Любовника/Любящего.

Еще важно определиться с самим понятием «любит», а то, знаете, всякое подразумевают. В нашем случае предлагаю считать любовию именно глагол, выражающий «бескорыстную заботу о другом себе же на благо» (Н.Д. Линде). То есть, это некая заметная снаружи деятельность (вот, например, секс или садовничество), а не то, что происходит втайне в нашей широкой душе или богатом внутреннем мире.

САМЫЙ ГЛАВНЫЙ КВЕСТ: НЕ БОЙСЯ, Я С ТОБОЙ

Вы думали, в архетип «Любящий» люди забредают, потому что в жизни не хватает гламура, нарядов и эстетства? Нет, не за этим.

Архетип Любящий в его философском описании - это история о том, как любовь преодолела страх, и страха не стало, а любовь осталась. Или еще короче: это та часть сюжета, где либидо танцует, а мортидо незаметно курит в уголочке и любуется этой пляской.

Антоним любви – конечно, не ненависть, ненависть ее частный случай. И даже не безразличие. На противоположном от любви конце мира – страх. Это проиллюстрировано, в том числе, биохимически.

Либо ты боишься, либо ты любишь.
Выбор головокружительный. Все люди боятся, поэтому, как только ты начинаешь любить – ты мячиком выпрыгиваешь из человеческой своей природы и приближаешься к своей же божественной сути.

Итак, главная задача Любящего - оставить страх. Перерасти его. Перестать в нем нуждаться. Я понимаю, задача для Будды, но я видела таких. Это не делается позитивными практиками, аффирмациями и даже йогой. Но это иногда происходит по ходу жизни и осознания. Если ты много боишься за кого-то, ты можешь думать, что ты его таким способом любишь, но на самом деле твои чувства посвящены не ему, а тебе.
Но как любить, когда так страшно?

Мы с детства обучены тревожиться за близких, покрываться ледяным потом от страха за детей и устраивать сцены возлюбленным из опасения, что иначе они нас бросят. Всякий боящийся переживает свою беспомощность. Когда мы боимся, мы регрессируем в детскую нашу часть, у которой мало сил, мало опыта, которой некому помочь. В таком состоянии другие люди не очень заметны, потому что мы заныриваем в свое «ой», и можем проживать и учитывать только это.

Вопрос переживания любви вместо страха – это выбор жить, а не умирать. Когда человек любит, он не боится даже черта лысого. Ему нечем, он занят. На клеточном уровне.
Чтобы сбавить градус пафоса, я вам сейчас дам мое любимое обоснование этой идеи. Я считаю, что если мы имеем дело с истинными законами этого веселого мира, мы увидим подтверждение сих законов на разных уровнях бытия. Поэтому про любовь и страх я хочу привести иллюстрацию из мира химии.

Если коротко на пальцах, за проявления любви (от сексуального возбуждения до нежности) отвечает гормон окситоцин. Его еще называют гормоном доверия. Он снижает тревожность, облегчает контакты с другими людьми, и даже содействует выработке эндорфинов (эти гормоны отвечают за счастье). Окситоцин выделяется в момент оргазма, в родах, он требуется, чтобы пришло молоко.

Когда мы впадаем в беспокойство, страх, стресс, в числе прочих гормонов по нашей крови начинает гулять адреналин. Бодрит, стимулирует реакции «бей или беги». И он известен еще тем, что подавляет секрецию окситоцина. То есть, пока вы боитесь – никакой любви. Недаром напуганные или раздраженные самки животных перестают рожать и отказываются от секса (люди тоже часто сталкиваются со «слабостью родовой деятельности» или просто не испытывают оргазм). Либо у вас в крови адреналин, либо окситоцин, одновременно не бывает.

Тут основное приключение – освободиться от страха. Люди, которые себя активно украшают, в том числе, хирургически – боятся. Люди, которые вкладывают кучу ресурса в то, чтобы выглядеть заманчиво – боятся. Одиночества, того, что выберут не их, того, что они недостаточно хороши и не заслуживают любви. Это реально страшно (особенно внутреннему ребенку), и, чтобы отвлечься, люди практикуют социальные любовные игры.

В ТЕНИ ЛЮБОВНИКА

Одна из привычных всем Теней архетипа – хищник: «Я украшу себя, а когда ты придешь поклоняться моей красоте - я съем тебя». Существо, которое охотится с помощью красивой приманки, и утоляет основные потребности как росянка.

Вторая Тень – ловушка для тех, кто уверен, что уж они-то отдают себя возлюбленным щедрой рукой. Это пассивно-агрессивный контролер: «Я боюсь за тебя и буду управлять тобой». Но мы помним, что как только в дело вмешивается страх, любовь покидает дом.

Несчастлив тот, кто остается в объектной части архетипа, не выходя дальше. Третья из Теней Любовника выглядит как резиновая секс-кукла: «Я буду хороша для тебя, и когда ты будешь поглощать меня, я буду знать, что я есть и нужна».

Абсолютный объект, отказавшийся чувствовать, но дарящий чувства. Безупречно красивая, молчаливая, не стареет - совершенно дохлая. Когда ледиз проводят часы перед зеркалом или в примерочных, когда они перешивают грудь в пятый раз и подкалываются в сотый – это как раз там. В тени Любовника.

ФАЗА 1. А НУ, СКОРЕЙ ЛЮБИТЕ НАС!

Всякий в этом архетипе начинает как объект.
Этот этап очень хорош для отращивания адекватной самооценки, самовосприятия и мировоззрения.

И Эстет, и Влюбленный заряжены на прием. Они готовы поглощать. Впечатления, дорогие наряды, поклонников. Восхищение и деньги. Объект своей любви. Иллюстрация: чье-то стихотворение из юношеского журнала, автора я не помню, но строки врезались в память.
«Я бы хотела, любя и любя,
Черпать и черпать тебя из тебя,
Я бы хотела сегодня и впредь
Слушать и слушать, смотреть и смотреть»…

В начале пути через архетип Любовника эти строки кажутся описывающими именно любовь, но на самом деле – жажду, конечно. С этого начинается наша жизнь: люди приходят «с просьбой о любви», как говорила требовательная Марина Ц. Главное, чтоб мы потом выросли и научились разным другим упражнениям.

Невинный купается в любви близких, Сирота пытается прибиться хоть к кому-то, у Эстета/Любовника уже есть некоторое количество ресурса, но он его направляет в этой фазе архетипа не внутрь, а вовне. Чтобы привлечь кого-то другого, кто возьмет его на ручки и понесет в постель. Или просто будет восхищен и похлопает.

На этапе «я хочу» человек может быть ужасно мил или крайне доставуч, зависит от воспитания и степени нужды. Есть общее: это отсутствие рефлексии и эгоцентризм, такой же, как у маленького ребенка. Но ребенка вы на свет родили, он вам не чужой. А если так себя ведет взрослая особь, это становится либо смешно, либо неприятно. Это классический кадавр Стругацких, вечно жаждущий и переживающий лишь краткие пароксизмы довольства.

Значительная часть песенной эстрады описывает разные состояния такого жаждущего персонажа: «Не со мною ты! Не со мной!», «Ты замуж за него не выходи!» (плач по утраченному или недоступному ресурсу), «Ты - мой свет, ты - моё Солнце, От огня горела душа. Ты - мой враг, ты - моя гордость; Я так сильно люблю тебя!» (кадавр добыл и поглощает, пароксизм довольства).

Да простят меня уважаемые собравшиеся, сейчас я вдарю утюгом по гардеробу. Чем дольше я играю в эксперта по архетипам, тем меньше я вижу прямую корреляцию меж гардеробом и сутью. При этом отражение сути обычно в человеке ясно видно, но – осмелюсь предположить, оно видно не в одежде, а в чем-то другом, что мы считываем неосознанно. В пути, отпечатавшемся в лицах и душах.
Тем не менее, в некоторых ипостасях архетипа Любовник/Романтик/Эстет крайне декоративен, отчего узнаваем. И у этого есть свои причины.
В этом много дефицита. Большая часть демонстрирующейся сексуальности – мольба о близости, которая не сбудется. Потому, что ключи ищутся не там, где их потеряли, а под фонарем. Причина и следствие попутаны, поэтому косметическая и модноодежная промышленности будут процветать вечно.

В отрочестве женщина и мужчина почти всегда проходят путь украшения себя для других людей. Чтобы смотрели. Чтобы писали записочки. Чтобы приглашали на танец. В этих блужданьях иногда люди теряют много своего собственного. Неловко и смешно смотреть на женщин других архетипов (младших, конечно), которые сильно украшены косметикой и сильно обнажены одеждой, при этом приняв эротические фото-позы. Всяк, кто следует за этим призывом, должен знать, что его никогда не увидят: жаждущее существо может замечать только свою жажду. Зато секс будет, да. Наверное.

Пока носитель архетипа в объекте – в Эстете, в гламурном денди, в Романтике – он боится: потерять лоск, старости, стрелки на чулке, и далее везде. В начале, в этой ипостаси происходит много доделок и доработок себя. «Да, да, если вы хотите полюбить меня физически, я буду генерировать запах течки, пухлые от поцелуев губы, декольте до талии, гульфики до колен и прочие атрибуты желающего существа, потому что мне выбирать не приходится, мне надо, чтобы меня любили».

Не стоит думать, что первая фаза чем-то плоха. Чем больше прекрасного, полезного, высококачественного попадет внутрь на этом этапе, тем красивее будет то, что мы обнаружим в третьей фазе.

ФАЗА 2. ЧЕСТНЫЙ ОБМЕН, ИЛИ ОСВАИВАЕМ ПОЗУ 69

Когда личность подрастает в архетипе (а это старший архетип все-таки, и не все туда доползают), черные дыры зарастают, ямы постепенно затягиваются, и внимание человека направляется с этого момента не только вовнутрь, но и наружу. С этого момента с ним можно делать дела и делать любовь. Потому что тут уже возможен обмен.

Не факт, что всегда равноценный, ведь цену мы назначаем изнутри, и она может сильно отличаться от общей по рынку. И сердечная улыбка может нам даться дороже, чем колье с бриллиантами, такое случается. Поэтому с обменами все не сильно упрощается, зато появляется возможность учиться кого-нибудь понимать.
В этой фазе находится большинство игроков большого секса – фертильных женщин и мужчин (предыдущим товарищам из фазы номер один часто просто не дают, или дают на специфических условиях полного подчинения, например).

Если вы умеете меняться, да еще иногда обдумываете, что чего стоит для них и для вас, это означает, что вы учитесь. Чем больше с вами случается обменов (я не про сексуальных партнеров, потому что в Любовнике/Любящем все не только про секс), тем больше вы понимаете о себе и людях. Чем больше вы понимаете, тем бережнее вы к себе и к ним. Чем бережнее вы к себе и к ним, тем эффективнее ваш энергообмен и энергоемкость. Это закон, иначе не бывает. И вот наступает момент, когда вам вдруг всего начинает хватать. Не потому, что вам этого надавали другие люди, а потому, что в этом бесконечном нежном и больном танце обменов с ними вы отрастили себе дзен. И это самая крутая фаза, если вы добираетесь, вы получаете суперспособность открывать сердце и не истекать кровью при этом.

ФАЗА 3. ОТДАВАТЬ ОТ ИЗОБИЛИЯ И ПУСКАТЬ СИЛУ В РОСТ

Я бы построил семь любилен
На тихом склоне
Не потому что я дебилен
Или нескромен.
Я просто так красив и сочен
И так обилен,
Что мне не хватит, это точно,
Шести любилен.
Т. Олейник

И у персонажей в этой стадии мы видим все то же либидо, но двигающееся изнутри наружу. Не потому, что «люди просят, надо дать», не потому, что «иначе он уйдет», не потому даже, что «тогда мне тоже дадут», а потому, что тепла, покоя и живой витальной силы внутри стало много, и становится интересно: если излишки выпустить наружу и применить к имеющемуся миру вокруг – что будет? И тут начинается Любящий. Не обожатель, рыдающий под балконом. Не томная дева, хранящая верность полвека. Любящий – это проще и гуще.

Эти заинтересованные товарищи, которые заняты извлечением своего внимания и приложением его к любым явлениям, местам и персонажам, сильно меняют окружающую реальность. Она от этого цветет, как всякое возлюбленное существо.

Витальность не всегда облечена в одежды сексуального объекта. Но ни одно живое существо не спутает плещущееся либидо ни с чем другим. Это сама жизнь. Если человек видит других существ, других людей и способен выражать им свою жизнь, - он в архетипе Любящего. И нет силы пуще либидо, а мортидо пусть подождет своего часа.
если я - часть твоей судьбы, когда-нибудь мы встретимся снова. (С)

Оффлайн Nekele

  • Хозяйка
  • Тут всегда
  • *****
  • Сообщений: 7678
  • Карма: +569/-0
    • Дом Некеле
Re: Любовник/Любящий
« Ответ #1 : 06 Сентябрь 2016, 14:57:19 »
Лара Галль. Отличный текст, иллюстрирующий то, с чем путают Любящего.
Отсюда: http://saintpetersburg.zagranitsa.com/blog/3182/kak-poliubit-sebia-zastavit

Одна девушка  выигрывает какой-то конкурс дурнушек, и из нее начинают делать богиню: пластика носа, скул, глаз, губ, груди, липосакция, импланты в щеки, подбородок, в грудь само собой.
У девушки никогда не было бойфренда, она девственница, влюблена вусмерть в смазливого менеджера на работе, который лениво исповедует пикап и чтоб никаких серьезных отношений, а дурнушек он вообще не замечает. И девушка замирает, прокручивая много раз в голове сцену, где она придет к нему вся такая красивая, и — оппа – всё будет.
У девушки есть друг детства, и он ее во всем поддерживает, хоть и не одобряет  всех этих пластик, говорит ты нормальная девчонка обычной внешности, но ты клёвая, добрая, зачем тебе это всё. А она: у меня мечта, я хочу, чтобы меня полюбили. А он молчит, потому что любит ее, дуру, чуть ли не с пеленок, но это несчитово типа.
Ну и вот она, после перекройки всего,  наконец,  —  во всех телевизорах страны, богиня, выступает на женских тусовках, отрабатывает спонсорскую хирургию, несет благую весть формата «девочки, мы  - не конечный продукт, мы можем себя улучшать до совершенства, всё возможно, взять хоть меня…» ну и так далее.

«Сама ты продукт, - однажды кричат из публики феминистки, -  а мы – люди».
Когда же выдается, наконец,  свободная от отыгрывания  славы минутка, она идет на свою прежнюю работу, все ахают, а она, умирая от смущения приглашает этого смазливого менеджера выпить в баре. Ну и он нехотя соглашается  — он охоту любит, а не когда готовое приносят, но тем не менее. Трахнул ее. Это ее первый раз, она трепещет, лепечет что-то  про «это я для тебя всё сделала, ради тебя», а он морщится от отвращения и говорит, что все это омерзительно – пластика эта, буэ, смотреть противно, и вообще давайдосвиданья, с ума сошла, какой когда следующий раз увидимся, и этот-то лишний был.
Ну и она, в ужасе прозрения, находит хирурга-нелегала, который занедорого ей вынул все импланты отовсюду, и вернул всё как было — потому что это кино, и всё возможно.

А я всё думаю: ужасная какая западня, когда ты хочешь чтобы тебя любили и начинаешь себя прихорашивать, улучшать – чтобы что? Чтобы предъявить себя этакой нагрузкой: нате, любите меня красивую? То есть раньше ныла «меня никто не любит, полюбите меня», потом взялась за себя – ну то есть как взялась, отнесла себя специалистам  для улучшайзинга  -  чтобы в итоге в том же модусе находиться: любите же меня теперь, я  более пригодна, ну же.
Этот модус – какая-то бездонная дыра, ее не наполнить. Такого дезориентированного в потреблении человека не насытить любовью, ему всегда мало будет, хоть всего себя ему перелей, от тебя уже шкурка останется, а он все голоден и недолюблен.
Причем эта девушка не сама по себе такая, это ее так развернуло и заклинило, сама-то она норм, и этот друг детства ее любит, потому что помнит ее до этой истерики заполучить себе смазливого менеджера во что бы то ни стало.
Как прихотливо мироустройство, всё-таки, думаю я чуть шире:  когда тебе больше всего нужны люди, ты им не нужен в минусовой степени. Похоже и тут работает «эффект Матфея»: имеющему дается, а у не имеющего отнимается.
Но что же им делать – этим несчастным, у которых любовный дефицит, которые вбили себе в башку гвоздь, что у людей есть то, что им нужно – любовь, но почему-то люди не хотят бедняжкам этого дать, значит надо себя еще улучшить-ухудить-унавозить. И снова предъявить для полюбления.
Какая-то дурная бесконечность. Как из нее вырваться бедному душой, когда он не понимает, что таким товаром любовный рынок перенасыщен,  что таких сосредоточенных на себе няш, занятых кромешным недовольством собой – тьма, и в эту тьму не хочется даже закоренелому пикаперу.
Потому что неврозный запрос на то, чтобы тебя любили – это на самом деле запрос на бесконечное обслуживание, которое всегда будет не то.  Всякий задолбается предъявлять доказательства любви, ему и собой-то пожить некогда будет.
Да вообще, когда тебя не любят – это нормально. Никто не обязан очаровываться тобой, только потому что тебе так захотелось. Ты и сам не знаешь что бы ты делал, если бы всё случалось по-твоему, и все, кто тебе нравился, отвечали бы тебе тем же.
Это гадский глюк: ты ищешь, чтобы тебя полюбили люди, вместо того чтобы искать любить самому.  Нет, твое аццкое мучительное залипание на объект вожделения, не означает, что ты любишь. Оно означает, что ты просишься на ручки, чтобы повиснуть  грузом.
Пока ты вжился в роль  больного цветочка, тебя хочется обходить стороной, потому что ты не про жизнь, ты – про тлен.
И чтобы выбраться из этого амплуа, нужно вернуться в костюмерную, где ты нарыл и нацепил этот наряд, снять его и поискать другой. Там есть. Нашел же ты этот.
И смыть грим, который кажется присущим тебе, и наложить другой – он там тоже есть. Там вообще много всего, необязательно было брать из самой большой кучи.
И если выбрать  себе модель «я хочу любить», то тебя поведёт по другим коридорам и выведет к свету.
И не надо вот этого дешевого читерства «я хочу любить и быть любимым», потому что как ищущий находит, стучащему отворяют, так любящего  - любят. Любящего, повторяю, а не залипающего на объект в беспомощном цеплянии «полюби меня, ящасумру».
У меня не так давно умер знакомый – крепкий неглупый мужчина, возраст —  пятьдесят плюс.
Если взглянуть с какого-то ракурса, то можно сказать «умер от любви».
История там такая: сперва он женщине приглянулся, а потом она устала – он был неплохой мужчина, но с большой дозой вязкого ропота в голове, это отравляет.  Она все пыталась высвободиться от него помягче, а он всё цеплялся, но наконец понял, что простыми методами ее не удержать, и пошел к «тем кто может». К Тем Кто Может – так писал мне со значением. И Те пообещали, что вернут, но только придется заплатить. Но не деньгами. А, сказали, придется поделиться однажды своей энергией.  Много отдать своей энергии. Тогда, сказали, когда потребуется, мы дадим знать. Ты поймешь. А женщину вернем к тебе, это нам несложно.
Заключив с Теми Кто Может что-то вроде духовного пакта, он принялся ждать когда же. Очень верил. Женщина была на тот момент уже очень далека от него и его заморочек, но он на это не смотрел, он верил.
А потом вдруг умер. Скоропостижно. Здоровый был мужчина, спортзал регулярно, без фанатизма, чисто для крепости и красоты. Не стало вмиг.
Эти левые Те Кто Может тут при делах, или просто такой нелепый сценарий – я не знаю.
Я знаю только, что не надо тупо преследовать недающуюся цель. Тем более не надо посягать на чужую волю. Это табу. Да и что бы он делал с возвращенной ему женщиной? Сам-то он остался всё тем же. Подразумевал, что ей мозг перепрошьют заодно?
*
Мир очень большой, и он весь прошит кодами, имманентными нам, но с упорством упоротого мы выбираем  те сценарии, чей случайный вызов замечаем первым.  От жадности ли, от неопытности или от хватательного рефлекса – не знаю. Может быть, хотеть хоть чего-нибудь – это тоже попытка упорядочить  пугающий хаос мира.
Но надо учиться уже отпускать недающееся, благословлять отвергающих, и отказываться от модуса «полюбите меня».

Надо, наконец, догадаться, что ты – целый огромный человек, крепко заархивированный бесценный файл, который хватит уже взламывать не тем ключом.  Надо протянуть руку и попросить, чтобы в нее вложили тот ключ.
 Тебя услышат.
если я - часть твоей судьбы, когда-нибудь мы встретимся снова. (С)

Оффлайн Guzelle

  • Тут всегда
  • *****
  • Сообщений: 525
  • Карма: +42/-0
    • www.guzel_astasheva.livejournal.com
Re: Любовник/Любящий
« Ответ #2 : 07 Сентябрь 2016, 00:06:23 »
Но что же им делать – этим несчастным, у которых любовный дефицит

И если выбрать  себе модель «я хочу любить», то тебя поведёт по другим коридорам и выведет к свету.

Мне думается, что сразу к запросу "я хочу любить" из состояния няшек, описанного в статье маловероятно прийти. По мне так, между "любите меня" и "я хочу любить" огромная бездна, такая же как между имитатором любящего и истинным любящим.

Оффлайн Nekele

  • Хозяйка
  • Тут всегда
  • *****
  • Сообщений: 7678
  • Карма: +569/-0
    • Дом Некеле
Re: Любовник/Любящий
« Ответ #3 : 07 Сентябрь 2016, 00:19:52 »
огромная бездна, такая же как между имитатором любящего и истинным любящим.
как между крошечным младенчиком  и его матерью)
если я - часть твоей судьбы, когда-нибудь мы встретимся снова. (С)

Оффлайн Александра

  • Тут всегда
  • *****
  • Сообщений: 515
  • Карма: +23/-0
Re: Любовник/Любящий
« Ответ #4 : 07 Сентябрь 2016, 20:16:02 »
целебная фраза) спасибо

Надо, наконец, догадаться, что ты – целый огромный человек, крепко заархивированный бесценный файл, который хватит уже взламывать не тем ключом.  Надо протянуть руку и попросить, чтобы в нее вложили тот ключ.Тебя услышат.