Автор Тема: про архетипы и Персону  (Прочитано 460 раз)

Оффлайн Ananka

  • Сами-то мы местные
  • ****
  • Сообщений: 370
  • Карма: +64/-0
про архетипы и Персону
« : 15 Август 2017, 18:45:27 »
ПРО АРХЕТИПЫ И ПЕРСОНУ.

Воспользуюсь юнгианской схемой психики, просто потому, что в ней изначально есть концепт архетипа, и именно Юнг их ввел и некоторым образом описал концепцию коллективного бессознательного.

На эту мысль его натолкнуло изучение традиционных текстов - мифов и эпосов, волшебных сказок и госпитализированных  в психушку граждан.
Кто хочет неиспорченного моими рабиновичевыми интерпретациями Юнга - прошу в первоисточники, Юнга читать душеполезно всем, особенно ежели подобрались к экзистенциальным вопросам, а с поп-эзотерики воротит, как раньше с поп-психологии.

Итак, Юнг обнаружил подозрительные сходства между бредом госпитализированных граждан и сакральными священными текстами древнего мира. Порой дословное сходство, и почти всегда - полную идентичность по символике. Причем дословность и идентичность была бы понятна  у сбрендившего профессора, изучавшего шумерскую литературу, но совершенно неожиданна у крепкого пролетария с безупречным происхождением, всю жизнь работавшего руками. И тем не менее - пролетарии бредили про Митру и мистерии бодро, связно и с подробностями.

Из этого и многого другого Юнг предположил наличие в структуре нашей психики некоего общего базиса,  наследуемого и воспроизводимого без нашего участия, просто как следствие формирования гомосапиенса тем способом, которым он сформировался. назвал его коллективным бессознательным, и обнаружил так называемые архетипы - метаобразы, матрицы образов, способ, которым психика самостоятельно организует внешний хаос в структуру, когда архетип поднимается из глубин коллективного бессознательного на границу сознания.
Ну, там, священная ярость берсерка, или там не менее нуминозные переживания родившей женщины с младенцем на руках, или транс шамана или блистательного лектора - это примерно оно.

Самостью Юнг называл Бессознательное индивидуальное, ту божью искру, про которую мы много говорим, безошибочно чуем, но поймать за хвост и поверить экспериментом не можем никогда, поскольку Бессознательное не говорит словами и не пользуется формальной логикой, а говорит образами и пользуется логикой ассоциативной, а значит с научным мышлением пересечься у нее шансов мало. Так, слегка соприкоснуться рукавами - дефолт-система, мозговые ритмы при трансе, и тд, и тп.

Область формальной логики и критического мышления - это Эго,  тот инструментарий личности, который мы назовем интеллектом - знания и навыки. И Персона, это то, чем мы с миром соприкасаемся.  То есть божья искра у нас разгорается в горячий внутренний огонь счастья и смысла, когда мы проникаем внутрь людей, и там ковыряемся, чиним людей, уменьшаем страдания и причины страданий и увеличиваем счастье и причины для счастья, для этого мы учились в медвузе шесть лет, и потом на практике еще столько же, этим всем арсеналом знаний и навыков мы божью искру реализуем, мы кто? Например, стоматолог. Или хирург - такова наша Персона, белый халат, очки, добрые глаза и твердая рука.

На границе сознания и Бессознательного лежит Тень - это непринимаемые, исключаемые, осуждаемые аспекты нашего внутреннего мира. оНа  всегда есть, нам всегда есть куда посветить фонариком и увидеть что-то новое о себе, и расширить Эго еще немного - увидеть за жадностью, например, способность четко и чутко видеть баланс ресурсов и не допускать дисбалансов, и пользоваться этим инструментом осознанно и на благо себе и всем существам, а не вздрагивать и прятать нужное или покупать бессмысленные и обременительные  дорогие подарки, например.
И еще в том чулане полно полезных вещей, туда лишь нужно светить лучом сознания и понимать, что ненужного в психике нет - ну не быть тебе хорошим хирургом, если ты не можешь с удовольствием резать живых и теплых людей ножиком. Чем больше всего мы достанем из чулана, тем богаче будет инструментарий нашего Эго.

В случае взрослой структуры личности - Тень есть, но она достаточно разряжена и проницаема, и наше Эго может получать информацию о том, чего там внутри Самость хочет, обычно во снах или интуитивных прозрениях, инсайтах - в любом случае языком символов и тонких ощущений, дающих, впрочем, вполне мощное переживание осмысленности существования. Для этого служит Анимус, или Анима - они могут контактировать с Бессознательным, и могут подниматься к границам сознания. Анимус и Анима есть только у взрослых людей - они формируются тогда, когда уходят родительские комплексы - внутренние мама и папа, наследие нашего детства, в основном в межполовых отношениях. Это отдельная песня, я ее сейчас петь не буду. Просто упомяну для полноты картинки - Юнг называл эту функцию -  психопомп, то, что ходит вверх-вниз и работает передастом.

Еще раз - у взрослой, индивидуирующейся личности, реализующей свой человеческий потенциал - достаточно проницаемая Тень,  и достаточно шустрый Анимус, который обеспечивает доступ для инсайтов изнутри наружу - из Бессознательного в сознание.

Ежели Анимуса нет, если Тень огромна и темна, у нас есть два выхода.

Первый - сказать себе, что я приличный человек, и точка. Выбрать приличную профессию, подходящего партнера и жить приличной жизнью приличного человека. Растить Эго здоровеньким, Персону приличной, и часть психического ресурса отстегивать - чтобы не видеть Тень. Ну, не знаю - кто в компьютерных играх воюет, да все больше топором, кто тюнингует тельце - да, хирургом не стал, но и детишек с собачками не режет по кустам.
Да, с искрящимися переживаниями счастья негусто - они в дестве все остались, но вполне себе приличная жизнь. Только Тень, сука, всегда найдет способ проманифестировать в Персону что-нибудь особо этакое исключаемое - именно это мы видим, как неконгруэнтность «светлых человечков» или в бытовом пьянстве и смене личины у приличных семьянинов.
В пределе - городские сумасшедшие, которым хватает навыков быть относительно социально приемлемыми, но видно, как из форточки дует.

И второй путь - если Эго слабенькое,  Тень большая, а жизнь потрясет хорошенько - то сносит Эго начисто, и тут-то рано или поздно  нас и госпитализируют - все содержимое Бессознательного без огранки через инструменты Эго и социальную приемлемость Персоны - ого-го как инфернально и хтонично выглядит.
И резать людей ножиками мы уже начинаем нарушая уголовный кодекс…

Но вернусь к индивидуации.

Вот наша добрая и кровожадная демоническая Самость чего-то хочет, вот мы хотим особенно хорошо уменьшать страдания людей, чтобы еще лучше в них залезать и чинить, вот наше Эго понимает, что для этого надо идти учить молодняк медицинский, вот психопомп несет эту проблему внутрь, и вот Бессознательное для решения этой конкретной сермяжной задачи берет из коллективного бессознательного нужное состояние - архетип, Мага, например, и манифестирует через Эго-инструментарий прямо в Персону  - и на лекции мы видим не приличного лектора, складно излагающего сложный материал, а сияющее божество, зажигающее умы и сердца студентов, выжигающего этот сложный материал на их душах - Самость лектора говорит с Самостью тех, кто сродни ему, Бессознательное говорит с Бессознательным, и сидящий в зале уже не спутает свой божий дар с яичницей.

Так вот, про имиджестилевые страдания мои =)

 ежели нашему лектору-хирургу сыкотно начать - ну кто я, в самом деле - обычный человек, и костюма у меня подходящего нет… не грешно, мне кажется, поджечь снаружи немножко - найти костюм, в котором проще чувствовать себя уместно на сцене, такой, в котором голос звучит и плечи живые. Такой, в котором сам в себе лучше слышишь Самость.
Он будет стоить как чугунный мост, с точки зрения обычного врача, поскольку сшит будет человеком, который свою Самость реализует через пошив костюмов, а не бедным камбоджийцем в нечеловеческих условиях. Но вложенная в него божья искра будет чувствоваться, как любая реальность - в ощущениях. И это поможет подняться собственной искре, по подобию.

« Последнее редактирование: 01 Август 2018, 16:28:26 от Ananka »