Хло-Фло. Чудачка с чердака.

Автор: Некеле 17 Сентябрь 2013 Комментарии: 0
Хло-Фло. Чудачка с чердака.

Ее зовут Валентина, она долго убегала от сказки в реальность, но потом вернулась на царство. Живет она где-то далеко-далеко в холодных просторах Севера России, у нее три дочки, она очевидная красавица, и многие годы работала на ужасно важных работах. Вот все, что я могу сказать про эту женщину, если не упоминать ее призваний и ее волшебной деятельности. На этом официальную часть закончим и перейдем к сути.

МОНАРШАЯ ОСОБА

- Когда и как ты в первый раз поняла, что мир волшебный, и ты сама тоже не просто девочка?

- О том, что мир волшебный, я придумала себе в детстве. Сколько себя помню, у меня всегда была внутренняя игра, как будто я жительница сказочного мира, которая живет «под прикрытием»: ходит в садик, школу, дружит с ребятами во дворе. И никто даже не догадывался, что на самом-то деле у меня постоянная прописка в волшебной стране, которой нет на карте. И в той стране я, на минуточку, монаршая особа! Реальность моего сказочного мира по кусочкам переносилась мной в мир обычный. Поэтому все предметы в доме были для меня живыми (просто притворяются неживыми, но меня-то не проведешь!), солнечная рябь на воде оказывалась стаей рыбок, принимающих вид бликов (но я-то вижу, что это на самом деле!). Мне везде чудились подмигивания волшебного мира, который хитро замаскировался для других. И этот мир был готов дружить со мной и разговаривать на понятном только нам двоим языке.

- Если кто-нибудь приедет тебя подкупать, что ему надо взять с собой? Еду? Штуки?

- Подкупить меня легче легкого, я падка на волшебные вещи: примитивных тряпичных кукол, сундуки, свечечные андерсеновские фонари, старинные амбарные ключи, рижский бальзам на смородине, запах можжевельника. Также отличными вариантами подкупа считаю смешные шутки и истории про всамделишных чудаков.

- Что б ты делала, если бы сегодня не было Интернета?

- Хм… задумалась. Большая часть взрослой жизни у меня связана с интернетом. Наверное, создала бы в своем городе что-то вроде самодеятельного арт-пространства с куклами, декорациями, костюмами, посиделками – место, где можно побывать кем угодно и поиграть в кого угодно. Спонтанный театр?

- Угу. У меня была гипотеза, что ты придумаешь Интернет.
Ты себя полагаешь существом масштаба города, страны или мира? (Я спрашиваю потому, что то, что ты делаешь, с одной стороны, очень завязано на конкретном русском языке, а с другой стороны, ты оперируешь универсальными для любого языка и народа волшебными смыслами, законами мира).

- Я себя полагаю существом, которое временно путешествует в этом мире. И мне интересны ищущие существа, которые верят в чудеса и видят смыслы. Такие люди живут в каждом городе мира, а блог мне позволяет собирать тех из них, кто говорит на русском языке, в одном месте, пусть и виртуальном. В проектах у меня побывали очень много участников из стран Европы, а также США, Канады, Японии и др. И блог у меня называется "Собираю мир" - я собираю свой мир.

- Тебе бывает скучно?

- У меня случаются разные состояния, но я не помню, когда в последний раз скучала. У меня куча-мала отложенных до лучших времен мыслей, идей проектов, занятий. И я нахожу невероятными те моменты, когда бываю одна - в кафе, на улице, дома. Такие моменты достаточно редки, и для меня побыть с собой наедине - это всегда маленький праздник.


Наряды Хло- Хло, во что ты наряжаешься? Какая у тебя одежда? Юбки? Шорты и майка? Костюмы, как у настоящей тети-коуча? Что ты любишь и носишь часто: бусы, браслеты? Как безошибочно узнать Хло и сестру ее Фло на улице?

- Хло не наряжается:). Немногочисленные "цацки" обычно пылятся на полке. У меня есть любимое кольцо с огромным круглым камнем-бирюзой, но я его просто таскаю везде с собой как талисман. С деловыми костюмами окончательно попрощалась года три назад. Мне нравятся удобные простые вещи из натуральных материалов: длинные широкие юбки, джинсы. Странную одежду тоже нежно люблю, муж называет такие покупки "еще один мешочек". Неровно дышу к глубоким карманам, складкам, объемным капюшонам, одежде в полоску. На дух не переношу любые гламурные "украшательки": вышивки, блестки, бантики, цветочки, заклепки. Мне нравится одежда-первооснова, prim-naiv.

- Как у тебя со счастьем? В наличии? Хватает? Что ты полагаешь счастием, какова его начинка для тебя?

- Со счастьем у меня хорошие отношения. И как всякие отношения они строятся на внимании и принятии. Утром я спрашиваю его: "У тебя какие планы на сегодня? Зайдешь?" И оно почти всегда заходит, если у него не накопилось других дел.
Раньше я думала, что счастье - это жизнь в отсутствие несчастий. Понимание, что несчастий не существует, пришло не сразу. Теперь для меня счастье - понимание смыслов происходящего, ежедневный диалог с миром. И сейчас я как маленький ребенок, которого завели в рождественский магазин игрушек и сказали "играй, чем хочешь и сколько хочешь": мне все безумно интересно.

- Что ты делаешь с печалью и утратой смысла, если у тебя бывает такое?

- Если мне печально, то я сначала плачу, а потом начинаю искать смысл этого, ловить хвост этого состояния. И печаль превращается в головоломку с увлекательным итогом. А утраты смысла у меня не случалось. Но такая утрата, по всей видимости, происходит при отлучении оттого, что составляет основную ценность. Иногда квинтэссенция ценности помещается в одно существо, занятие, статус, физическое здоровье и пр. И тогда полная или частичная утрата этого существа/занятия/статуса/здоровья ведет к утрате смысла. Что делать? Видимо, для профилактики - растворять концентрат ценности и добавлять этот раствор во все, что видишь.

- С кем из живущих и ушедших ты бы с удовольствием попила бы чаю с разговорами? Так, чтобы задушевно, про самое важное, и единственный раз?

- Я бы поговорила с Бабой Ягой, когда она была в моем возрасте или чуть моложе. С Эдвардом Лиром. С Милтоном Эриксоном и Полуниным.

БУДНИЧНАЯ ВОЛШЕБНАЯ ЖИЗНЬ

- Как ты считаешь, полезно ли волшебному существу бизнес-образование и знание методов преподавания, коучинга и т.п.? Если да, то чем и зачем.

- Я думаю так: в определенный момент маленькие волшебные существа вырастают и им приходится приспосабливаться к реальной жизни. И редкому представителю чудесных миров попадается в начале пути мудрый человек, который мог бы объяснить, что быть волшебником вполне себе профессия, не хуже других. Поэтому путь таких существ обычно начинается с земной профессии, поисков себя в разных занятиях. И это очень нужный квест.
Не важно, какие артефакты ты собрал во время поисков. Для меня такими артефактами стали опыт работы в бизнес-образовании, пиаре, политтехнологиях, организация проектов, которые становятся драйверами изменений, создание своего блога и пр. У другого это может быть опыт работы в медицине, арт-хобби и пять мужей. У третьего еще что-то. Набор артефактов не важен, на мой взгляд. Важно то, что повстречавшись таки с мудрым человеком, проводником, который объяснит, что быть волшебником вполне себе профессия (а эта встреча непременная составляющая квеста) – ты начинаешь смотреть на собранные тобой умения, опыт, связи, наработки как на пазлы, складывающиеся в общую картину. То, что ты собирал на своем пути, убегая от сказки в реальность, вдруг становится твоим волшебным инструментом. Для меня этим инструментом стали тренинговая деятельность, коучинг, игропрактики, вербальные коммуникационные технологии. Но это не значит, что другим мой набор придется кстати. Важно превратить в волшебные инструменты собственные артефакты – создать свой личный комплект.

- О! А что ты хочешь еще добавлять в свой комплект волшебных инструментов в ближайшее время? Какие умения тебе кажутся заманчивыми?

- Я бы хотела разобраться с тем набором, который у меня имеется с рождения - женским инструментарием. Хотелось бы владеть им мастерски, создавать с его помощью шедевры легко и играючи. Еще в будущем думаю пополнить чемоданчик правополушарных техник, раскрывающих скрытые потенциалы.

- Какова твоя профессия сейчас? Как это правильно называть?

- Я, честно говоря, не знаю, как называется такая профессия. Перевоплощатель? Это не тренер, не коуч, не проект-менеджер в чистом виде. Помогающий игропрактик, технолог драйвер-форматов. Создаю игровые инсайт-ориентированные проекты. Превращаю привычное в необычное, проявляю непроявленное с помощью «вербальной магии» - это касается практически всех сфер: от выполнения заказов на нейминг компании или создание концепции мероприятия до разработки собственных проектов.

- Когда ты ведешь свой блог, делаешь там игры и другие события, или просто посты с чудными картинками, - и вдруг туда прибегает куча людей и начинает с тобой общаться, - ты устаешь или наполняешься?

- Я наполняюсь от самого процесса создания, неважно игра ли это, тематическая онлайн-пати или пост-генератор настроения. Когда после публикации в комментариях организуется моя любимая-хорошая-качественная болтовня, мне это тоже нравится. Но в последнее время из-за большого количества людей, читающих блог, я стала аккуратнее подходить к форматам. Если раньше мы частенько устраивали веселую кутерьму с раздачей "волшебных пенделей", то теперь я так не рискую и не организовываю открытые проекты, которые предполагают ответ каждому. Зато это позволило мне разработать другие "форумные" форматы: networking-пати, компаньонаж и др.

- Дай ссылку – где можно про эти проекты почитать?

http://hloflo.livejournal.com/tag/Networking-%D0%BF%D0%B0%D1%82%D0%B8
http://hloflo.livejournal.com/280900.html


О ПОЧТАЛЬОНАХ СУДЬБЫ И ВЕСТНИКАХ ПЕРЕМЕН

- У тебя есть любимая героиня? Или герой? Любимый из чудаков? Ты иногда в своем блоге рассказываешь о совершенно удивительных людях. Может, это кто-то из них? Кто вдохновляет тебя больше всего сейчас?

Меня вдохновляют люди, которые чудачат так самозабвенно-вдохновенно, что становятся живыми легендами, примерами, позволяющими другим людям "храбнуть" и отважиться на желаемые перемены. Они как будто говорят всей своей жизнью: "смотрите, можно славно жить и заниматься тем, что тебя наполняет, быть счастливыми в окружении счастливых людей, радоваться каждому утру - и при всем при этом не помирать с голоду и не быть клиентом психиатра". Для меня таким удивительным человеком-маяком стал на всю голову чудесный Слава Полунин. И когда я узнаю о людях чудацкого племени, мне всегда хочется поделиться этим с другими. Если говорить о героях книг, то мне нравятся все трикстеры в детской литературе, такие как Пеппи и Карлсон, булгаковская компания во главе с Воландом, мисс Марпл, рассказчики в Федоте-стрельце, трилогии про Жихаря и «Между двух стульев». Получается, любимые герои - остроумные наблюдатели и веселые провокаторы.

- Подчеркнуто детские и чудящие там только Пеппи и Карлсон. Остальные не пользуются детским языком, а игры у них вполне себе взрослые. Мне кажется, остроумные наблюдатели и веселые провокаторы вполне себе в силе. А детки – не в силе. Детское время – время зависимости, так? Что ты скажешь об этом?

- Понимаешь, для меня Пеппи, Карлсон – не деточки. Тут важное для меня. Это не просто сказочные шалуны, озорники, дурачащиеся просто так от нечего делать. Это силы, представители мирового игрового начала, помогающие героям, которые в них верят, создать особый конструкт в памяти, в личном опыте: доверять своим ощущениям, даже если все кругом говорят «такого не бывает», «это невозможно», «ты все придумываешь», «это ненормально».
И обычные мальчики и девочки, которые живут «на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме в самой обыкновенной семье», от встречи с этим игровым началом, во-первых, получают опыт проживания в собственной реальности, даже если в нее мало кто верит, во-вторых, имеют в активе прецедент архетипического путешествия «из Дома в Темный Лес».
То есть для меня такие персонажи в детской литературе – почтальоны, передающие архетипический код человеку в той стадии, пока он еще способен воспринимать это как игру. А понятным символом этого этапа традиционно считается детство.
К взрослым людям, которые не получили такой «посылки» в свое время, обычно приходят трикстеры в других одёжах, и архетипический код передают уже менее безобидными методами, отправляя в архетипическое путешествие в Темный Лес через боль, страх, потери, разрывы шаблонов и пр.

- Мне очень интересно наблюдать в твоем жизненном словаре слова из крайне разных тезаурусов. «Правополушарные техники, раскрывающие потенциалы» – и «себяки», «храбнуть», «чудачат», - вылитая Смежная Королева из Клюева.
Иногда мне кажется, что они у тебя про разное, и не очень знают друг о друге. То есть, такие части, которые еще пазлом не сложились. Одни существа в тебе деточки, которым разрешили баловаться и дурачиться, другие – очень внятные взрослые, которые уже не испытывают нужды в любого рода эпатаже, и эпатируют просто тем, что машут крылами мощно и весело.

- В моем мире в любую минуту все может измениться - серьезное обернуться игрой и пустяковиной, чепуха обернуться смыслом жизни. Перевернуть, перевоплотить, сделать не тем, что было раньше, за минуту до этого. Не дать застыть, для этого нужно постоянно помешивать - смешивать.
Схватить серьез и несерьез, стукнуть лбами, искры, вспышки, потрясение, "фурор, шок, женские истерики".
Всегда два разных не-родных-друг-другу ингредиента - это мой способ варить свой бульон.

- А ты видала тех, кто у тебя на тренингах сначала впадает в детство (или не выпадал из него), наслаждается дурачествами, - а потом переходит в подростковость? Взрослых я знаю – это Полунин, это Александра Девид-Ноэль, это твои прекрасные дамы, о которых ты рассказываешь в блоге. А подростковость для чудака – это как?

- Если Полунин – это проявление чудака по-взрослому, то переход в подростковую стадию, это, наверное, первые самостоятельные нелогичные, но наполняющие тебя действия на взрослом поле? Бывает, что на проектах люди вспоминают свои детские состояния, говорят, мол, мы давно забыли, как это – играть и воображать, творить реальность и самому в нее верить. А потом вдруг пишут спустя какое-то время, что они махнули на разумные доводы рукой и пошли учиться на преподавателя правополушарного рисования, или записались на африканские танцы, или бросили нелюбимую работу и занялись тем, что нравится. То есть из игры родились вполне себе проявленные действия странного для окружающих характера.

О ДУРАКАХ И МАГАХ

Хло- Какая была самая дурацкая ситуация твоей жизни? Если брать Дурака во всех смыслах?

- Их много было. Например, мое решение перейти из пиар-сферы в сферу бизнес-поддержки. Это была классическая ситуация дурака – пойти сдуру куда глаза глядят и оказаться в приключении «по самое не балУйся».
Однажды, совершенно внезапно я стала руководителем территориального представительства структуры поддержки предпринимательства. Это было согласование на должность с первого взгляда, без собеседования и просмотра резюме. И я оказалась в совершенно незнакомой нише, одна, без сотрудников, которые были уволены прежним руководством, с задачами – срочно поднять с колен показатели по всем программам поддержки, возобновить доверие к структуре предпринимателей, найти помещение под размещение бизнес-инкубатора и организовать его работу и т.д... А я даже не знала, с какого бока подходить к бизнес-планам и что за зверь такой – финансовый анализ. Термины «чистая приведенная стоимость» и «внутренняя норма рентабельности» были для меня не понятнее устройства адронного коллайдера. Это была невозможная и дурацкая ситуация, нелегкое путешествие, которое завершилось для меня по всем сказочным канонам.

- Кстати о дураках. Дурак, или Шут – нулевая карта в старших арканах Таро. Это начало пути. Для тебя дурачество – это старт, или ты уже добралась и теперь там будешь пребывать? После Дурака следующим арканом и следующим этапом большой игры идет Маг, если что :).

- Дурачество для меня - это проявлении Игры, игры как способа бытия. Это не отметка на Пути, не этап, а способ путешествия.

- Как ты справляешься с теми, кто приходит на твои проекты не играть и искать, а ныть или кушать внимание?

- У меня собственная смешная теория на этот счет. В этом мире есть многомиллиардная популяция, огромное племя существ под странным названием "себя". Каждый представитель племени себя подбирает хозяина и поселяется там, где обычно у человека находится нутро - внутри. Для выживания "себякам", которые изначально были созданы вечно смеющимся существами, нужен игровой процесс, состояние потока своего хозяина. Взамен они выделяют человеческое счастье, пузырящееся и щекочущее в груди, и дают возможность человеку тонко понимать и ярко чувствовать то, что происходит у него внутри . И у каждого из нас есть игривое существо по имени Себя.
Иногда люди говорят про него: "я не понимаю Себя", когда не могут услышать ответ изнутри;
"Себя не обманешь" - про внутренние желания;
"я Себя плохо чувствую", когда игровой процесс и уровень счастья на нуле;
"он Себе на уме" - когда Себя хозяйничает у кого-то в голове;
"он потерял Себя" ...
С теми, кто хочет поближе познакомиться со своим внутренним волшебным существом, узнать Себя, я играю.

А бедняжки для меня – это те, кто наглухо заколотили Себя и даже попыток не делают посмотреть внутрь, но зато охотно разыгрывают заложников ужасной ситуации и коварных людей. Хотя на самом деле они не бедняжки, а настоящие террористы - сами взяли в заложники Себя и мучают, даже дышать Себе не дают. В этом случае я действую как переговорщик: делаю попытку общаться не с ними, безжалостными захватчиками, а через них - с тем игривым существом, которое есть в каждом. Когда это внутреннее существо вдруг откликается на игру, то переговоры завершаются успешно и перевоплощение из бедняжки в героиню собственной сказочной истории происходит стремительно. И это очень, очень красиво. А бывает, что переговоры заканчиваются ничем, потому что бедняжки-террористы замучили Себя окончательно, и в такой ситуации требуются уже не дипломатические методы, а полномасштабная спасательная операция и специально обученные для таких операций люди.

- Я примерила на себя Себя. Вечно смеющееся существо. И поняла, что я в нем неравновесна. Вечно смеяться – неа. Посмеяться при случае люблю. Улыбаться по жизни – всегда. Смотреть с интересом – ага. В общем, получается, что этот товарищ Себя там сильно не один. Привет Оккаму:).
И все же – а что ты говоришь профессиональным бедняжкам: вам надо к специалисту? Мое дурачество не для вас? Вы не достаточно чудаковаты?:)

- Для меня смеющееся существо - это скорее синоним "игровое, творческое, будоражащее". Но соглашусь с тобой: вряд ли этот товарищ там один:)

А упорствующим бедняжкам-террористам я просто напоминаю, что у нас игра и они пришли в это пространство играть. Объясняю, что "поиграть за них" я не могу, не хочу и не буду. И они делают выбор.

Недавно поняла, я для тех, кто относится к себе с улыбкой и может переименовать «проблему» в «приключение». Это люди моего племени и мои игровые проекты – для них. Я приняла это: если у вас все очень серьезно, боль, синдром, травма, обстоятельства, ситуация и поэтому вам не до игры, не до смеха, то у вас до кучи еще одна пичалька - вы ошиблись дверью, вам не ко мне. И это новое для меня ощущение.

- Что мне обязательно надо у тебя спросить, а я пока не спросила?

- Ты не спросила «Сколько будет дважды два четыре?» Но если бы спросила, я знаю ответ: дважды два четыре будет зеленая дудочка или колбасная палочка!

ДОВЕСОЧЕК

Хло в венкеНесколько слов от Хло для всех, кто собирается стартовать, неважно, куда и зачем (взято с предисловия одного из ее игровых тренингов):

"Вам предстоит путешествие в незнакомое-неизведанное. Как в сказке. И по всем законам сказочных пространств (даже игровых) ваша дорога будет полна неожиданностей, дремучих непроходимых лесов, испытаний, волшебных событий. Будут искушения, а как же! Свернуть с пути, вернуться назад, сказать себе "лес настолько дремуч, что мне самой не пройти" или "посмотрите, какая у меня дрянная история" . Я уважаю волю каждого в этом пространстве и соглашусь с любым вашим выбором. Нет, я не буду вас спасать, брать на ручки и уговаривать сделать еще шажок. Дорога ваша, История ваша, все испытания и дары ваши.

Архетипические сказочные коды здесь действуют неумолимо. Вспомните известные сюжеты, где одна девушка отправляется к Морозко или в другой незнакомый мир, потому что по-другому никак нельзя, потому что надо вернуть то, что потеряно. Она вкладывает душу в каждое задание, справляется со всеми испытаниями, которые ей задаются на пути, и получает Дары, на которые и не рассчитывала. Еще раз: Дары, на которые и не рассчитывала. И это меняет ее жизнь. Это важно. Вторая девушка отправляется в дорогу, чтобы обрести вполне конкретные дары. Испытания, которые ей задаются, проходить не желает или делает кое-как только с одной мыслью "ну когда уже будут подарки? и вообще те ли подарки будут, что я загадала?" .

Если по дороге к Личной Истории ваши мысли будут о том "ну скорей бы получить дары от проекта (избавиться от страданий, обрести счастье и гармонию, узнать свое предназначение)" или "сколько можно, я тут делаю, делаю, а радость-то будет в конце?!" - вы, конечно, получите свои дары. Но архетипические коды такие коды: все сказки и мифы ясно дают понять, какими будут эти дары.
Идите по пути, доставайте из небытия кусочки своих историй, проходите испытания, даже если сначала они кажутся непреодолимыми, ни на что не рассчитывайте в конце, творите-плетите были и небылицы, не будьте серьезными - это ваша сказочная задача здесь. По вашей работе будет и награда".

Блог Хло-Фло: http://hloflo.livejournal.com/

Все фото:  Алена Биличенко 

 

Лето-осень 2013

Похожие статьи