Философ. Мудрец. Мыслитель

Автор: Некеле 14 Март 2016 Комментарии: 0
Философ. Мудрец. Мыслитель

Написано для проекта Хло-Фло "Ролевые Гардеробы"  Здесь можно будет прочитать все мои работы для проекта и вокруг него по тегу "архетипы". А в комментариях приглашаю обсуждать и задавать вопросы. Кроме этого, на здешнем форуме есть целый раздел, посвященный архетипам, где тоже есть мои тексты с обсуждениями.

ФИЛОСОФ. МУДРЕЦ. МЫСЛИТЕЛЬ. ЗАКОНЫ МИРА НА ПРАКТИКЕ

Здравствуйте, дорогие читатели. Рада исследовать новый архетип, посмотреть на него с разных сторон и найти что-нибудь неочевидное.

В этом проекте у меня нет цели пересказать известное. Я собираю разные концепции, строю гипотезы и выдвигаю версии прямо тут, с вами, по ходу наших диалогов. Иногда даже меняя свое мнение, потому что появляется какое-то новое понимание. Поэтому в комментариях можно и нужно предлагать свои мысли и точки зрения, опровергать сказанное или добавлять к нему подтверждения из вашей жизни. Вполне возможно, когда-нибудь я смогу сказать «о, я все знаю об этом архетипе», но сейчас – не скажу. Давайте же познавать!

ЗАКОНЫ МИРА: КЕМ ПИСАНЫ И С ЧЕМ ЕДЯТ

Всякий человек с младых лет упирается носом в то, что на этом полигоне существуют свои законы. И их не обойти. Например, если утюг горячий, то трогать утюг больно. Если утюг тяжелый, то падает громко. Если утюг упал, его кто-то уронил. Если уронить утюг, мама будет недовольна.

Законы мира прекрасны тем, что они понятно описываются физикой и логикой, но находят прямое подтверждение и в других дисциплинах, например, математике, искусстве и теософии. Лично у меня есть гипотеза, что этих законов довольно мало, они просты, и весь мир вырезан по одному лекалу, то есть, один и тот же порядок отражается в любой грани бытия. А многообразие и сложность иллюстраций для этих простых законов – это уже развлечения природы и людей.

Постепенно большая часть населения познает некоторый набор законов на своем опыте. Обычно этот набор очень конкретный. Выражен он в правилах жизни. На этом коробочка захлопывается, и дальше в голову уже трудно уложить понимание, что индийская идея кармы – это более общий случай утюга.

Но иногда человек, странствуя по архетипической спирали своей судьбы, обнаруживает, что порядок отражается и здесь, и тут тоже, и там. И ему становится интересно. Знания об утюге прирастают сведениями из электрофизики, дизайна утюгов или маркетинга. Потом внезапно выясняется, что из утюга при специфических условиях иногда доносится радио. Все, начинается эпоха радиотехники. Вы прослушали примерное описание зарождения архетипа «Мудрец» в отдельно взятом Васе.

КАК УСТРОЕН МУДРЕЦ В РАЗРЕЗЕ?

Мудрец ведает тайны. Так кажется снаружи. Самому мудрецу обычно кажется, что он хорошо подготовился и знает тему.

Мудрецов не очень много. Их и не должно быть много. Потому что мудрец решает довольно специфическую задачу, которая не интересует подавляющее большинство народу. Жж-юзер Княжна упоминала, что носителей архетипа примерно пять процентов, и я склонна с ней согласиться.

Тогда почему все такие умные вокруг? Они что – не Философы? – справедливо возопят читатели. И я отвечу - нет.

Подлинного Философа невозможно встретить наставляющим с табуреточки окружающих, дающим экспертную оценку на широкую публику или меряющимся статусом с другими мудрецами.

У Мудреца вообще нет в приоритетах такой задачи – излить свое понимание на окружающих. Ему самому не хватает. В то же время обычно мудрец с интересом и приязнью посматривает на людей. Он не в силах быть частью тусовки, потому что интересуется другим. Но всякий Мудрец имеет компанию любящих его друзей и тайное убежище, где общается и веселится на свой вкус. Иногда убежище бывает виртуальным, но истинные Мудрецы, как ни странно, очень сильно завязаны на реальный мир.

Философ занят одним и тем же все время пребывания в архетипе: он исследует законы мира. Суть всего. Структуру бытия. Устройство духа.

Чтобы сдвинуть такую абстрактную махину, он погружается в конкретику в какой-нибудь избранной теме. Иногда тема меняется. При этом совсем не важно, где он это делает, есть ли у него диплом по теме, и как называется его профессия на данный момент. Мудрецов можно отыскать везде. Я знакома с Мудрецом, который некоторое время работал в автомастерской, и проводил дни, меняя запчасти и вычитывая мануалы по ремонту. Потом он приблизился к состоянию из анекдота:

«Вы прислали нам счет на 10 000 долларов, хотя всего лишь пришли к нам на корабль, осмотрели трубы и сделали один удар молотком!

- Но все заработало?

- Да, все заработало.

- Тогда я детализую счет: пять долларов стоил осмотр, еще пять – удар молотком. Остальное – это оплата знания, куда надо ударить».

Машины тот персонаж начал диагностировать буквально наложением рук на капот. Не публично, а так, для себя. Клиенты просто получали быстрое и точное обслуживание. Через год он тихо уволился и переместил сферу своих интересов в область программирования. Теперь он так же кодит. Неизвестно, что будет дальше. Либо он выйдет из архетипа, либо снова сменит социальный статус вместе с очередным интересом.

Мудрецу не важны социальный успех и статус, хотя чаще всего статус у него какой-никакой есть. Мудрец вполне может занимать место в какой-нибудь организации, но при этом до конца в нее не защелкивается, вызывая смутное чувство розыгрыша у остальных членов сообщества. Мудрец-босс приезжает в контору на ...

роликах (ему надо прояснить, насколько вырастет эффективность прямых продаж отдела при утренней физической нагрузке начальства в 700 ккал). Мудрец-доцент ходит на работу в лесной штормовке и со встрепанной бородой, потому что он не только читает культурологию и философию, он еще и преподаватель физкультуры там же (потому что изучает равновесие человека во всех смыслах).

Внешний вид Философу тоже не важен, просто пусть будет удобно. Потому что если неудобно, то тратится внимание, а если слишком нарядно, то народ начинает Философа замечать, а ему нафиг это не надо.

ФИЛОСОФ И ГОДЫ

Юный Мудрец – не совсем ботаник, как можно было бы подумать. Его обычно не бьют в школе и в армии, либо бьют и получают сдачи - потому что он совсем не против решать свои задачи в любой роли. И если смотреть на внешние проявления, а не на суть, то Философа можно типировать в любой другой архетип. Мудрец настолько гибок и поглощен своим, что другие люди его принимают за своего, замечают краем глаза, пока не начинаются чудеса, и не трогают. Еще одного моего знакомого Философа держат за братана в паре институтов, в паре бандитских группировок, в нескольких школах боевых искусств и на чайном базаре в Гуаньчжоу. Нигде он не является полностью ассимилированным в среду, но везде опознается как свой и компетентный.

mudrЧем Мудрец взрослее, тем реже встречается в чистом виде, либо вообще выходит из спирали архетипов наружу. Чем Мудрец взрослее, тем труднее его распознать, потому что он бережно хранит в себе, как матрешка, все пройденные архетипы, и пускает полученные навыки на свою священную задачу – познать суть всего. Чтобы определить Мудреца, с ним надо взаимодействовать и общаться, тогда, возможно, он как-нибудь вам расскажет, что интересно ему в его деятельности и в жизни.

КАК МУДРЕЦ ДУМАЕТ И ДЕЙСТВУЕТ

Он ищет и находит связи, его любимые вопросы самому себе «а откуда это известно?» и «как мы можем это доказать?». Его удовольствие и радость – когда ответы найдены и уложены. И когда находятся новые вопросы. Постепенно об избранной теме он узнает все доступное, и не просто теоретически, он обязательно испробует все методы работы с этим и выберет годные. В итоге получается всеобъемлющее знание вопроса, воплощенное в профнавыках. Это осознанная компетенция, которая вот-вот перейдет в неосознанную (и тогда Философ станет Магом или Творцом), но пока не перешла.

Авторское отступление: Лично для меня Философ похож на аркан «Колесница» - это познавший суть человек - Мудрец, который удерживает в своих руках две ипостаси – мага и творца, на которых, возможно, Пирсон расщепила Мудрого юнговского Старца (впрочем, это выходит за рамки выбранной концепции, поэтому я пока умолкаю, но надеюсь, что заглянет в комменты какой-нибудь философ и мы это обсудим подробнее).

Мудреца не нужно путать с Магом, хотя результаты их работы могут выглядеть снаружи очень похоже: «Чудо какое-то!».

Но в случае Мудреца это именно знание – он постиг этот кусок реальности и законы мира, воздействующие на него. Так хорошо постиг, что познал суть какой-нибудь темы, отдал себя теме, пропитался ей, подключился к ноосфере, если хотите. И его озарения бывают похожи на вещие сны. Менделеева с его таблицей помните? Ему приснилось то, чем он буквально жил годами, - и в момент сна он увидел суть, структуру отношений элементов. Тадам, уровень пройден. Компетенция укомплектована интуицией и приближается к божественному озарению.

На практике это выглядит как способность мгновенно диагностировать и точно понять суть вопроса. Это способность так же точно предсказать, что будет дальше, исходя из законов этого участка полигона. Например, именно Мудрец вовремя уведет группу из-под селя, если он вдруг работает проводником туристов. Потому что «мне показалось, что надо уйти». Именно он внезапно проверит бумаги и сделает критично важное движение перед тем, как сдать отчет.

И чем старше и опытнее Мудрец, тем универсальнее его интуиция и обширнее его осознания.

При этом то, что люди называют педантизмом или попросту занудством – признак имитатора, а не подлинного Мудреца. Потому что подлинный ближе к Шуту, чем к зануде. Осознание – штука веселая, и если какого-нибудь очень компетентного автора поддушивает избыточная серьезность или стремление убедить в серьезности происходящего всех-превсех – он пока не в архетипе Мудреца, он в имитаторе.

У подлинного Мудреца нет потребности обсуждать свои вопросы с кем-то, кроме компетентных коллег. Поэтому он не понимает развлечение «поболтать» или «затусить», если только это не конференция узких специалистов по редкой интересной ему теме.

У него нет желания рассказать всем найденные ответы. Иногда, в ситуации, когда все бегают и ищут решение, он может поделиться своими соображениями, но никогда не возглавляет операции по спасению. Потому что Мудрец обычно вещает без всякого пафоса и не требует тишины и внимания, от этого его плохо слышно и не очень заметно.

Поэтому мудрецы через одного имеют синдром Кассандры – им не верят, имидж не тот.

Мудрецы о такой своей особенности знают, не очень печалятся, но в критической ситуации не разговаривают, а действуют и уносят собственные ноги (или чьи-нибудь дорогие ноги тоже). Но если вы вдруг видите человека, который необъяснимо остается там, где сейчас разразится что-то страшное – это тоже, скорее всего, Мудрец (ему же надо исследовать это страшное).

МУДРЕЦ И ЛЮБОВЬ

У Мудреца обычно все хорошо со смыслом жизни, этот архетип очень умеренно страдает экзистенциальной тоской. Истерика от Мудреца – вещь практически невозможная. Почему: потому, что он не может позволить себе потратить топливо на фейерверк, ему надо еще вот там разобраться, а вы с какими-то эмоциями.

Если что-то может выбить Философа из колеи – так это его собственные душевные движения. Он божественно спокоен, пока его увольняют, коронуют, целуют, делят меж собой соперники, безуспешно тащат под венец, интригуют и бойкотируют. Ему весело и интересно, и уж точно не больно и не опасно.

Страшные потрясения начинаются, если каким-то образом внутреннее равновесие оказывается нарушено. Эмоционирующий Философ – зрелище столь же редкое, сколь грустное. Потому что он растерян и повержен. Как объект любви он неуязвим, а, переходя в субъекты, становится отчаянно раним. В этой области ему не понятно ничего: какие тут связи? Где логика? Оперировать чувствами он не умеет, потому что пока все целовались по углам, он собирал карманный миноискатель, и, целуясь с кем-то по ходу дела, не успел это обдумать и разобраться, как ему это вообще.

Иногда Мудрецов обзывают бесчувственными чурбанами и холодными гадами, которые идут по головам.

Неа. Они не бесчувственны, они крайне преданны и если любят, то это глубоко и навсегда (жив ли партнер, рядом ли, какого пола и возраста, и было ли между ними что телесное – не имеет значения). Взаимная любовь пары, в которой есть Мудрец, тоже очень красивое зрелище снаружи.

Но Мудреца не разведешь на пафос, не соблазнишь, если он против, и не заставишь жениться. Им трудно манипулировать, он будет вежливо и спокойно ждать, когда вы уже закончите ваши попытки нажать на кнопки и перейдете к прямому взаимодействию. В силу того, что Мудрецы не очень заинтересованы в социальном успехе, они обычно не пользуются бешеным спросом. И если Искателя всякая романтичная дева готова обогреть и полюбить, то Философов любят женщины другого склада.

Чтобы быть подругой/партнером Философа, все равно придется пользоваться скиллами Опекуна, потому что ваш возлюбленный/ая поесть забывает неделями, пока вкапывается в тему. Зрелый Философ не очень часто вступает в брак, при этом руководствуется совершенно нетипичными для этого причинами.

Тем, кто хочет любить Мудреца, имеет смысл помнить, что когда Философу понятно, ему скучно, а когда скучно, он не включается.

С КЕМ ПУТАЮТ МУДРЕЦОВ

Мы тут уже вывели, что самое важное, заветное, драгоценное для любого подлинного носителя архетипа «Мудрец» - познание законов мира. Все остальное ему до лампочки. Поэтому

Мудрец не Шут – он ни с кем не конкурирует и никого не отражает. Но подлинный Мудрец обычно всегда готов улыбаться себе под нос, и шутки его глубоки, точны и искрометны.

Мудрец не Маг, и мы это уже обосновали.

Мудрец не Творец, он не создает совсем новые смыслы, а разбирается с имеющимися, и так дел по горло. Хотя если он начинает делать, то под его руками появляются новые инструменты и новые творения, просто из-за глубины его понимания темы. Подлинный Мудрец – это монетка, на одной грани которой – Маг, на другой – Творец.

Мудрец – не Опекун и не наставник. Ему не настолько интересно, кем вы вырастете, чтобы вас растить. Он никого не хочет переделать, согласен на любой вариант вашего развития, и что получится – то будет изучено и предоставлено своей судьбе. Тем не менее, Мудрец бережет и любит тех, кто ему близок. И заботится вполне бытовыми способами, когда не занят иным.

Мудрец – не Правитель, ему не интересны иерархические движения и сопутствующие склоки и войны. А Правителям некогда разбираться, как там чего устроено. Но плох Правитель без архетипа Мудреца в наборе, и недаром Александра Великого учил аж сам Аристотель. У Аристотеля, кстати в этом проекте были именно задачи Мудреца, а вовсе не Опекуна. Не успехи Александра, но великие перемены на обширном общественном полигоне, чтобы поглядеть, что выйдет, и убедиться, что прозрил верно и все понял правильно.

В ТЕНИ МУДРЕЦА

Пара слов о тени Мудреца. Понятное дело, что в тяжелых обстоятельствах он уже не такой хороший незаметный товарищ. Если в познании сути всего его пронесло мимо финиша, он может удариться в настоящую мизантропию. И закон станет предпочтительнее своей реализации на практике. Тень Мудреца повернута к людям задом, а к концепциям, структурам и функциям передом, свое единственное убежище видит в них и за них порвет любого. Всякий приближающийся человек идентифицируется как опасность. И тут у нас получается Мудрец в башне – и башня без входов. Не ходят друзья, зато не боюсь врагов… Любая попытка других людей затронуть любимую концепцию причиняет физическую боль. Тут и до безумия недалеко. А самоизоляция часто оборачивается самоуничтожением, иногда физическим.

ИМИТАЦИОННЫЙ МУДРЕЦ 

Давайте отдельно немножко поговорим про имитаторов, тема многим интересна. Я собираюсь о ней сделать отдельный текст, но про Философа скажу тут.

Самый популярный во дворе у нас после Любвника кто? Правильно, именно Мудрец. Нарядиться Философом мы пробуем все, и некоторые довольно часто. Потому что не так трудно, как изобразить другие архетипы. А бонусы велики, если не спалиться).

Каков же он, квазиМудрец?

Русский фольклор метко описывает повадку имитационного мудреца: «Слова в простоте не скажет».

Зануда любого возраста и пола – это оно. Изрекающий мертвую, непрожитую истину.

У Мудреца внутренний локус контроля. У Имитатора – внешний. Ему кровь из носу надо, чтобы вы заметили, что он умный. Что он больше всех знает (и сейчас всех научит). Как любой имитатор, такой Мудрец не существует без аудитории. Поэтому он непременно кого-нибудь находит и принимается нудить.

Эти же ребята периодически устраивают в каком-нибудь месте Интернета битву на сертификатах. Они цепляются к словам, меряются цитатами и задираются посредством «а ты чо читал? А Сенеку читал? А Ницше читал? Чем докажешь?». Но, как всякое существо с внешним локусом контроля, имитационный Философ более ригиден и инертен, чем подлинный. Его очень легко вывести из себя и из роли простым способом – усомнившись в его регалиях, умище или компетентности.

Вот и все, что я имею сказать об этом дивном архетипе, и давайте же обсуждать:)

Иллюстрации: Anne Yvonne Gilbert