Автор Тема: О пространстве, архитектуре и вообще.  (Прочитано 8703 раз)

Оффлайн Мальва

  • Часто здесь
  • ***
  • Сообщений: 121
  • Карма: +11/-0
Привет, друзья и незнакомцы.
Эта тема - для междисциплинарного обмена :)

Я архитектор - проектирую пространства от шкафчика до города.
И  вот, что хочу сказать: архитектура окружает нас повсюду, она всегда с нами, но мало кто ее видит. Это как слепое пятно. Максимум, люди различают архитектурные стили, но эти понятия вовсе не из арсенала архитектуры, а из арсенала критики. Архитектура же, это с греческого "высшее строение". Наука, искусство о божественном устройстве всего. Не зря говорят об архитектуре вычислительных систем, архитектуре сетей, виртуальной архитектуре.  С тем же успехом можно говорить об архитектуре личности, архитектуре задачи.
Это некая сакральная сфера, видимая всем, но понятная лишь избранным.
Какими же понятиями и инструментами оперирует архитектор?
Оставим в стороне сверхпонятия Человек, Дух, земля, небо, время, вечность. Из рабочих инструментов на каждый день можно назвать: пространство и граница, общественный и частный, объем и детали, морфотип и уникальность, хаос и порядок, спонтанность и априорность, масштаб, слои, системы и подсистемы, структуры, композиции, проект, форсайт, мониторинг, репрезентация и обусловленность, организм, метаболизм, целостность, развитие, рост, ревалоризация, образ, символ, сценарий. И много чего еще. Видно, что все эти понятия очень универсальны, то есть ими можно оперировать в любой сфере.

Следующий момент в том, что архитектурная практика это опыт и метод созидания, воплощения от идеи до каменного строения. Это конечно искусство, но не творчество в смысле выражения себя, а именно созидания чего-то из ничего по большому счету.
В самом общем виде архитектурный метод работы представляет собой диалог двух полушарий: рациональная задача - творческий замысел, иррациональная идея - практическая польза, эскиз по вдохновению - расчет конструкций, гармонизация композиции - анализ структуры. Этот процесс происходит одновременно на разных уровнях восприятия: от самых абстрактных понятий до самых материальных объектов.

Я давно уверена, что такое богатство просто обязательно необходимо кому-то еще, кроме самих архитекторов. Но о том, что существуют мастера, работающие с образами напрямую, я узнала совершенно недавно.
Это было крышесносно, честно скажу.

Вчера я провела второй мастеркласс о Доме, и материализации идеи.
Еще раз убедилась, что оно работает и что я хочу этим заниматься.

И собственно, мой вопрос и просьба: если вас заинтересовало то, что здесь написано, откликнитесь в комментариях, пожалуйста. Что вам отозвалось?
Задавайте любые вопросы от самых абстрактных до самых конкретных. Я с удовольствием отвечу. Будем вместе искать сферу общего интереса.


Оффлайн Юна

  • Сами-то мы местные
  • ****
  • Сообщений: 312
  • Карма: +44/-0
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #1 : 25 Январь 2016, 14:51:25 »
Но о том, что существуют мастера, работающие с образами напрямую, я узнала совершенно недавно.
Ты сама такой мастер!

Меня сейчас интересует тема "порядок и хаос", копаю ее с точки зрения порядка и чистоты в доме. Мы немного коснулись этой темы через архитектуру в твоем интервью. Так увлекательно! Спасибо тебе за то, что ты делаешь!

Оффлайн Nekele

  • Хозяйка
  • Тут всегда
  • *****
  • Сообщений: 8279
  • Карма: +634/-0
    • Дом Некеле
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #2 : 25 Январь 2016, 16:43:40 »
Мальва, а вот есть у меня два разных мироздания - Москва и Питер. Я имею в виду планировку пространств. Москва по кругу и хаотичная, Питер разлинован, если смотреть на карты городов.
Я понимаю, что в моем внутреннем пространстве мне соразмерного ритмичного Питера никогда не видать, и спокойно его полюбляю со стороны.
Но мне интересно, как два этих разных способа мироустройства вокруг себя (у каждого ж свой город вокруг, даже если это только комната) можно улучшать и развивать. И я присоединяюсь к Юниному запросу про порядок и хаос, мне кажется, я про то же другими словами. Даже не только про чистоту, а вообще про организацию вещей.
если я - часть твоей судьбы, когда-нибудь мы встретимся снова. (С)

Оффлайн Мальва

  • Часто здесь
  • ***
  • Сообщений: 121
  • Карма: +11/-0
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #3 : 25 Январь 2016, 23:41:19 »
Юна, Nekele, как вы сразу в корень ;).
Хаос и порядок - основополагающая тема, разумеется.
Как любые противоположности, эти два понятия едины и борются. В состоянии наивысшего порядка уже зарождается росточек хаоса. Так верно и обратное - Хаос сам по себе является источником порядка. И это надо использовать :)
Если мы говорим о хаосе в вещах, то в самом этом словосочетании гораздо больше рамок и регламентов, чем истинного Хаоса.
Речь идет о группе "вещи", не "понятия" и не "действия".
"Вещи" имеют ограниченный размер от самого маленького, доступного пальцам и глазу до самого большого, который влезет в дом или на участок.
Общий объем "вещей" в задаче ограничен опять же объемом дома или участка.
Думаю, уже видно, что хаос в вещах - это довольно-таки конкретный порядок.
Наше субъективное ощущение хаоса возникает из нашей личной идеи порядка.
Личная идея порядка - это проект. Несоответствие реальности проекту воспринимается как хаос.
:)

Оффлайн Мальва

  • Часто здесь
  • ***
  • Сообщений: 121
  • Карма: +11/-0
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #4 : 25 Январь 2016, 23:43:29 »
Nekele, о планировках.
Есть два основных подхода к проектированию планировок, территорий:
Априорное градостроительство и спонтанное градостроительство.
Априорное стремится к идеальным геометрическим схемам, правильным регулярным планам. Здесь форма первична и самоценна, это главная цель. Это Версаль, Флоренция, Питер. Ради того, чтобы воплотить эти идеальные проекты часто приходится срывать горы и засыпать болота, изменять русла рек и выкапывать озера. Это очень ресурсоемкий подход. Чаще всего он под силу только диктатурам и абсолютным монархиям.
Спонтанные города мы часто можем назвать хаотичными, но хаос тут - это порядок иного рода. Такие планировки следуют внешним и внутренним условиям: рельефу местности, расположением берегов, требованиям климата и укладу жизни. А также системе налогообложения, цеховым правилам и муниципальным льготам. Это Лондон, Венеция, Рим. Здесь форма следует за условиями среды и запросами общества. Это градостроительство демократично.
С Москвой история очень интересная. Сейчас напишу.

Оффлайн Nekele

  • Хозяйка
  • Тут всегда
  • *****
  • Сообщений: 8279
  • Карма: +634/-0
    • Дом Некеле
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #5 : 25 Январь 2016, 23:53:26 »
Ну, я-то в московский хаос влюблена, и считаю его совсем не энтропийным, скорее, творческим.
Про спонтанные города: а верно я понимаю, что еще бывают спонтанные дома?
ну, когда все началось с двух комнаток, потом пристроили кухню, затем сбоку два этажа, оранжерею, а на фасаде навесили сверху мансарду, и понеслось. "Нора" семейства Уизли, короче.
Я видела такие дома, они бывают красивые, а бывают нет. По моим подсчетам, в тех, которые красивые, не обошлось без спонтанного золотого сечения. Я в ту степь думаю?
если я - часть твоей судьбы, когда-нибудь мы встретимся снова. (С)

Оффлайн Мальва

  • Часто здесь
  • ***
  • Сообщений: 121
  • Карма: +11/-0
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #6 : 26 Январь 2016, 00:33:05 »
Москва - город спонтанный. В 17 веке у Москвы действительно было кольцо стен Земляного Города. На их месте сейчас Садовое Кольцо. В 19 веке случился промышленный переворот и железные дороги. Положение вокзалов достоверно рассказывает нам о том, где тогда заканчивалась плотная городская застройка.
Вокруг железных дорог сформировались промышленные территории с жильем для рабочих. Это состояние города зафиксировано на плане Суворина 1912 года (картинка гуглится).  Это последний аутентичный план Москвы.
После революции Москва стала больше символом, чем городом. Столица первого в мире государства рабочих и крестьян в будущем должна была стать центром всего Коммунистического Мира. Концентрические круги и радиальные проспекты отлично транслируют идею Центра. В проекте Новой Москвы 1918-1932 годов архитектор Щусев наложил иллюзию радиально-кольцевой системы на хаос промышленного города. С тех пор несколько раз сменился строй, было несколько генеральных планов, город активно рос. Но до сих пор образ карты Москвы совершенно не соответствует образу территории. На плане это слитный овал плотной городской ткани, пронизанный кольцевыми и радиальными связями. В реальности это скопление жилых островов, которые разделены железными дорогами и промышленными территориями. В Москве немало таких точек, между которыми по карте 70 метров, а на машине 7километров, а с пробками - час.
Думаю, что это несоответствие карты и территории усиливает ощущение хаоса и делает московскую атмосферу творческой и магической.

Оффлайн Мальва

  • Часто здесь
  • ***
  • Сообщений: 121
  • Карма: +11/-0
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #7 : 26 Январь 2016, 01:22:51 »
Про спонтанные города: а верно я понимаю, что еще бывают спонтанные дома?
Nekele, спонтанное градостроительство - это все таки способ проектировать. Способ задать русло, обозначить границы и получить нужные и заранее заложенные кондиции среды. Это не то, чтобы отпустить процесс и как само пойдет.
Согласна, что к саморастущим домам хорошо подходит слово "спонтанные", но смысл процесса сильно отличается.
О причинах красоты у меня нет четкого мнения. В общем я думаю, что нам нравится то, что напоминает о чем-то другом, с чем связаны приятные эмоции. Это вызывает радость узнавания. О! Этот дом как нора Уизли, а этот - как Ласточкино Гнездо, а этот взъерошенный, как спесивый индюк.

Оффлайн Лада Glaede

  • Тут всегда
  • *****
  • Сообщений: 1240
  • Карма: +104/-0
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #8 : 26 Январь 2016, 07:18:30 »
Способ задать русло, обозначить границы и получить нужные и заранее заложенные кондиции среды. Это не то, чтобы отпустить процесс и как само пойдет. 

Соотносимо ли это с процессом создания текста? Есть ли способы выверить архитектуру текста, подобно архитектуре здания? Есть ли в тексте золотое сечение?

Оффлайн Мальва

  • Часто здесь
  • ***
  • Сообщений: 121
  • Карма: +11/-0
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #9 : 26 Январь 2016, 15:28:05 »
Лада Glaede, думаю, спонтанное градостроительство похоже на создание сборника. Автор идеи или редактор задает параметры: тему, язык, стихи или проза, объем текста для каждого автора, количество  и стиль иллюстраций, формат издания.
Мне работать над текстом трудно и даже болезненно. Но чисто теоретически я думаю, что способы гармонизации все те же самые. О большому счету, любая композиция - музыка, картина, город, текст - это способ структурировать внимание получателя информации. Поэтому и механизмы те же самые: общее и частное, количество тем и сценарий их переплетения, общий культурный бекграунд и точечные гиперссылки и десятки других.
Интересно, как это можно сделать технически. Слышала, что киношники используют для построения композиции графическую развертку событий по оси времени. Чисто интуитивно кажется, что можно взять короткий текст, покрасить его части с разным композиционным смыслом в разные цвета и поработать над композицией этой картины. Но это в порядке бреда :)))

Оффлайн Лада Glaede

  • Тут всегда
  • *****
  • Сообщений: 1240
  • Карма: +104/-0
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #10 : 26 Январь 2016, 16:02:44 »

любая композиция - музыка, картина, город, текст - это способ структурировать внимание получателя информации

Мальва, спасибо огромное и за эти слова, и за остальное. Очень четко структурировано ценное.

Оффлайн Мальва

  • Часто здесь
  • ***
  • Сообщений: 121
  • Карма: +11/-0
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #11 : 27 Январь 2016, 15:50:24 »
По моим подсчетам, в тех, которые красивые, не обошлось без спонтанного золотого сечения. Я в ту степь думаю?
Кручу про Золотое сечение.
Как-то раньше оно меня не очень интересовало.
А сейчас вижу вот что:
Золотое сечение применимо в анализе зданий. Для творчества оно не годится. Много раз пробовали использовать Золотое сечение как инструмент. Надеялись, что здания будут прекрасными. Не получалось.
С другой стороны, что же делает дома красивыми?
Красота в глазах смотрящего, как известно. Спонтанный дом для кого-то будет красив, а для другого - нет. О себе могу сказать, что меня радуют дома, которые я воспринимаю как целостность, как организм,  у которого каждая часть и деталь на своем месте, их нельзя поменять местами или убрать. И внешний облик рассказывает о внутреннем содержании. То есть у дома есть образ. Благодаря этому образу, что-то внутри меня откликается. Я радуюсь этой радости узнавания чего-то знакомого, а на самом деле, - узнавания себя.
Напоминает радость осознания, а? Как у вас это бывает? Поделитесь, пожалуйста.
Бывают же здания красивые для многих. Объективно прекрасные. Значит, в них есть что-то такое, что откликается почти всем. Затрагивает что-то в любом внутреннем мире. Их образ проводит что-то универсальное. Дух? И именно в таких зданиях обычно находят просто сонмы Золотых сечений. Получается, Золотое сечение - это своего рода "печать Духа". Он проявляется спонтанно, его не удалось оседлать. Любопытно.
То, что Золотое сечение встречается в природе, видимо тоже говорит о чем-то важном.

Оффлайн Nekele

  • Хозяйка
  • Тут всегда
  • *****
  • Сообщений: 8279
  • Карма: +634/-0
    • Дом Некеле
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #12 : 27 Январь 2016, 16:21:35 »
Вот меня лично страшно интересует факт того, что золотое сечение не просто встречается, а оно - это все.
кисть относится к руке до локтя, рука от кисти до локтя - к плечу, каждый последующий членик усика насекомого к предыдущему, каждый завиток улитки - это все оно. Это единственное лекало, которое сущее использовало для создания этого живого мира. Про неживое не знаю, а здания - это творения того, кто живой и сам весь пропитан золотым сечением. Будет ли это существо, автор здания, стремиться к соблюдению золотого сечения в пропорциях своего творения?
если я - часть твоей судьбы, когда-нибудь мы встретимся снова. (С)

Оффлайн Мальва

  • Часто здесь
  • ***
  • Сообщений: 121
  • Карма: +11/-0
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #13 : 27 Январь 2016, 16:29:00 »
Большое спасибо всем, кто откликнулся.
Ваши вопросы упали в мой внутренний хаос и там пошел процесс кристаллизации тем.
Теперь только успевай справляться с этим валом.

- о способах создать пространство
- о целостностях, как способе работать с Хаосом
- о целостностях в детских играх
- об архетипах как целостностях
- целостности и сущности
- о морфотипах
- о целостностях в домашнем хозяйстве
- о системе Флайледи
- как установить границы
- о трех типах внимания на средневековых площадях
- о Феншуе
- об энергии

Оффлайн Nekele

  • Хозяйка
  • Тут всегда
  • *****
  • Сообщений: 8279
  • Карма: +634/-0
    • Дом Некеле
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #14 : 27 Январь 2016, 16:31:08 »
Если вдруг кому интересно, то про Золотое сечение вот тут ролик: https://www.youtube.com/watch?t=908&v=pcduwKH_BoU
И там примерно на пятнадцатой минуте начинается рассуждение, что человеку приятней смотреть на соответствующие ЗС пропорции. И подтверждается, что на золотом сечении свет клином не сошелся.
А  лично я книжечку люблю - "Золотое сечение. Математический язык красоты". Мне там многое понятно стало.
« Последнее редактирование: 27 Январь 2016, 16:37:00 от Nekele »
если я - часть твоей судьбы, когда-нибудь мы встретимся снова. (С)

Оффлайн Мальва

  • Часто здесь
  • ***
  • Сообщений: 121
  • Карма: +11/-0
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #15 : 28 Январь 2016, 13:22:15 »
Nekele, спасибо за ролик.
золотое сечение ....-  это все.
кисть относится к руке до локтя, рука от кисти до локтя - к плечу. Про неживое не знаю, а здания - это творения того, кто живой и сам весь пропитан золотым сечением.
У меня пазл сложился так, что чем абстрактнее явление, тем явственнее в нем ЗС. В математике оно само в себе, в кристаллах и снежинках - повсеместно. В растениях это уже своего рода образец, от которого отклоняются. А в человеке наверное оказывается идеалом. Золотое яичко курочки Рябы. И человеческая красота там, где идеал проступает сквозь живое и индивидуальное, которое делает каждого неповторимым.

Оффлайн Мальва

  • Часто здесь
  • ***
  • Сообщений: 121
  • Карма: +11/-0
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #16 : 28 Январь 2016, 13:24:48 »
Архитектор занимается пространством. Так.
Очень часто задают вопрос: как создать пространство? Уютное или своё или для нового занятия.
Отвечаю: создать пространство невозможно. ;)))
Вселенная бесконечна и уже содержит в себе все, что могла бы содержать.
Поэтому всё возможное пространство уже существует. И если нам нужно какое-то новое пространство, мы не можем его создать, но можем выделить.
Вот  три способа:
- границы;
- свойство;
- центр.
Создать границы:
Интимное пространство посреди толпы = кабинка для переодевания на переполненном пляже.
Безопасный жар и устойчивый мороз в общем комфортном пространстве = духовка и холодильник.
Зачерпнуть воды из ручья, когда нет никакой посудины = сложить ладони чашей и создать вместилище- пространство для воды.
Дополнительное пространство в переполненном городе для общения, торговли и досуга = Гинза, главная улица Токио. Магазины, рестораны, клубы и всевозможная движуха располагается на всех этажах многоэтажных зданий. При чем здесь границы? Этажи, перекрытия, пол - это они. Границы, благодаря которым мы противостоим силе тяжести и не сваливаемся в тартарары. Основная такая граница - поверхность земли, а перекрытия этажей как рукотворные земли.
В архитектуре это практически все: стены ограничивают пространство дома, фасады домов - пространство улицы, бордюрный камень - проезжую часть.
Придать свойства:
Повышивать в темноте = включить торшер.
Проехать по непроходимой местности = прочистить грейдером дорогу в сугробах или настелить гать по болоту.
Войти в пространство, подходящее для спорта = надеть спортивный костюм и обувь.
В пространстве это дороги, засеянные поля, спортивные и детские площадки, парки.
Активировать центр или источник:
Теплое место в холодном лесу  = разжечь костер.
Продать пылесос = создать пространство для обмена = дать объявление.
Создать пространство чтения = открыть книгу.
В городе так работают башни, монументы, памятники, фонтаны.

Грандиозный ресурс создания пространства сидит в том, что есть разные масштабы. В проектировании это последовательное увеличение детальности проработки. Сначала мы размещаем квадратик на плане участка, затем проектируем планировку и конструкции дома, а потом добираемся и до дверных ручек и расположения книг на полках.
Еще хорошая иллюстрация - путешествия. Например, далекий город Амстердам сначала был для меня всего лишь подписанная точкой на карте. Потом я читаю путеводитель - в голове  появляется карта, образы зданий, исторические факты, связи с остальным культурным багажом. Потом я там - брожу по улицам, захожу в дома. И когда возвращаюсь домой, возвращаюсь уже не к точке. У меня под ярлычком "Амстердам" перезвон колоколен, скрипучая дверь аптеки, странный запах вафель и собака, убегающая по бесконечной прямой дорожке.
Наверное, это можно назвать освоением пространства. Но для меня момент смены масштабов очень важен.

Мне очень интересно, как отзываются эти инструменты.
Как работают амулеты? Являются ли они источником пространства или отмечают вход в пространство, созданное свойствами?
Как устроено в вашей КМ: вы создаете пространства или выделяете?



Оффлайн Nekele

  • Хозяйка
  • Тут всегда
  • *****
  • Сообщений: 8279
  • Карма: +634/-0
    • Дом Некеле
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #17 : 28 Январь 2016, 20:51:15 »
Я желаю про все это много и полезно говорить, но щас не могу, могу только с новой недели). И буду.
если я - часть твоей судьбы, когда-нибудь мы встретимся снова. (С)

Оффлайн Мальва

  • Часто здесь
  • ***
  • Сообщений: 121
  • Карма: +11/-0
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #18 : 04 Февраль 2016, 17:05:09 »
Сейчас писала о Садах поместья Маркессак.  http://marqueyssac.com/portfolio/
Это... ох, избито, но это действительно волшебное место. Там пахнет иллюзией, снами и тайной. ))) Так вот описывала извилистые дорожки со смотровыми площадками в узловых точках пути, скрытые в кустах источники и колючий каштан размером с одноэтажный домик, замок на соседней горе как на ладони, но туда можно только долететь или самшитовый партер перед тобой, который вот он весь, и ничего не скрыто, а по густым  кустам не продраться,... и мне подумалось.
Нет, сейчас это кажется очевидным, но 15 минут назад я этого не знала. Подумалось, что сады, такие серьезные сады с игрой пространств, с композицией и сценариями - это же библиотеки. Библиотеки пространственных образов. Причем объемных, в которых можно физически побывать телом, ощутить, пройти, увидеть  и впитать концентрат.
Для чего нужны такие библиотеки? Я думаю, для осознаний. Чтобы однажды что-то во Внутренней Монголии обрело свой образ, вышло из сумрака.
Как вам это отзывается? Какие внутренние явления вы воспринимаете как пространства? Мне очень интересно. Тут есть, что рыть.

Оффлайн Силена

  • Тут всегда
  • *****
  • Сообщений: 536
  • Карма: +12/-0
    • http://vk.com/silena22
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #19 : 11 Февраль 2016, 09:50:31 »
"Библиотеками состояний"  я бы назвала дизайн помещений. Для меня там больше чувствуется  "другое".  Интересно походить побродить по дворцам/усадьбам  поощущать как там там жили, на себя попримерять) И современный дизайн, скажем в восточном стиле, в ту же степь.

Оффлайн Лада Glaede

  • Тут всегда
  • *****
  • Сообщений: 1240
  • Карма: +104/-0
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #20 : 11 Февраль 2016, 10:40:06 »
сады с игрой пространств, с композицией и сценариями -

Для меня это еще и театр. Помню, в Люксембургском саду меня поразил один очень красивый эффект. Когда там идешь, все двигается вокруг тебя. И с каждым шагом разворачиваются все новые живые картины. Вся эта художественная композиция из деревьев, статуй, куртин, партеров. Боковым зрением это особенно заметно - словно находишься внутри динамической инсталляции. Мир буквально крутится вокруг тебя, открываясь новыми гранями с каждым шагом) Наверное, это из-за пропорций сада, соразмерных человеку.

Оффлайн Мальва

  • Часто здесь
  • ***
  • Сообщений: 121
  • Карма: +11/-0
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #21 : 11 Февраль 2016, 23:02:57 »
Силена,  полностью согласна. 
Многие интерьерные образы перекликаются с природными, но многие и нет.
Мне, например, безумно понравилось, как в Метрополитен Опера в НЙ атмосфера оперы передана только двумя материалами: золотом и красным бархатом. Никакого барокко. Ровный золотой потолок, ровные бархатные стены, свет и ... все. :))
Кстати, недавно подумалось, что если опера - это в какой-то степени расстановка?  И в прошлые века многие зрители умели в нее входить во время действа на сцене.

Оффлайн Мальва

  • Часто здесь
  • ***
  • Сообщений: 121
  • Карма: +11/-0
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #22 : 11 Февраль 2016, 23:15:06 »
Лада Glaede, дада. И у каждого сада такая фишка своя.
Например, парк Сан-суси наоборот, спланирован в масштабе всадника. И высота объектов и ритм смены событий. Это создает интересный эффект для пешего: в своем пространстве мы движемся немного как в замедленной съемке, наполняемся покоем и текучестью, при этом краем внимания замечаем пространство элегантных аллюров. ;)

Оффлайн Apple

  • Тут всегда
  • *****
  • Сообщений: 683
  • Карма: +51/-0
  • Люблю
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #23 : 11 Февраль 2016, 23:22:59 »
если опера - это в какой-то степени расстановка?
Насчет прошлых веков ручаться не могу, но у того же MET есть вот такой Князь Игорь, в прошлом году шел. https://www.youtube.com/watch?v=rIQys1rP4p0

Оффлайн Силена

  • Тут всегда
  • *****
  • Сообщений: 536
  • Карма: +12/-0
    • http://vk.com/silena22
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #24 : 12 Февраль 2016, 10:12:56 »
Кстати, недавно подумалось, что если опера - это в какой-то степени расстановка?  И в прошлые века многие зрители умели в нее входить во время действа на сцене.

Есть еще способы вхождения в Поле. Психодрама, магический театр, ролевые игры - они ближе к театральному искусству.

Оффлайн Мальва

  • Часто здесь
  • ***
  • Сообщений: 121
  • Карма: +11/-0
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #25 : 12 Февраль 2016, 12:02:56 »
Apple, спасибо, это интересно.
Но тут есть дополнительный визуальный ряд.
В примерах Силены есть специально выстроенный инструментарий.
Мне настойчиво фантазируется именно про оперу почему-то, что при определенных настройках восприятия, там уже всего достаточно: образов, чувств, движения фигур.
Но это у меня голословные фантазии, конечно.

Оффлайн Clarissa

  • Тут всегда
  • *****
  • Сообщений: 663
  • Карма: +10/-0
  • Живу, люблю
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #26 : 12 Февраль 2016, 20:19:40 »
Я как-то давно задавалась этим вопросом в разрезе игры актера в фильме. И пришла к выводу, что в сильном фильме, при полном проживании актером своей роли получается такая вполне себе расстановка. Может, я и не права, но, кмк, это относится к любому направлению, где человек берет себе какую-то роль и глубоко отыгрывает ее.
Духи утренних трав,
что взросли на крови,
говорят, что пора
сеять зёрна Любви.
Призывает Весна, -
встаньте, дети огня
от Великого сна
в свете нового дня.
Шепчут духи травы, -
вышло время войны,
бросьте зёрна Любви
в землю новой Весны

Оффлайн Силена

  • Тут всегда
  • *****
  • Сообщений: 536
  • Карма: +12/-0
    • http://vk.com/silena22
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #27 : 12 Февраль 2016, 22:16:05 »
С небольшой поправкой - в расстановках не играют роли.
Но ролевики (те кого я видела в процессе) вполне себе отыгрывают что-то своё.

(если модератор считает, что мы тут не в тему, то можно размышления о полевых практиках перекинуть ко мне, например)

Оффлайн Мальва

  • Часто здесь
  • ***
  • Сообщений: 121
  • Карма: +11/-0
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #28 : 15 Февраль 2016, 14:39:48 »
Clarissa, Силена, спасибо за ваши мнения.

где человек берет себе какую-то роль и глубоко отыгрывает ее.
Если вернуться к воприятию пространства и себя в нем.
Случалось ли с вами, что проходя по улице или коридору, вы глубоко отыгрывали роль "идущего по проходу"
Или смотря с верхних этажей на город или с горы на долины, погружались в состояние "осматривающего с высоты"?
Пригождаются ли вам эти образы?

Оффлайн Nekele

  • Хозяйка
  • Тут всегда
  • *****
  • Сообщений: 8279
  • Карма: +634/-0
    • Дом Некеле
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #29 : 15 Февраль 2016, 16:56:55 »
Случалось ли с вами, что проходя по улице или коридору, вы глубоко отыгрывали роль "идущего по проходу"
Мальва, пару раз в моей жизни через арку в доме и через обычный коридор учреждения я выходила в другое место.
И еще много раз чувствовала, что это вот-вот случится, и не делала последний шаг. Идучи по аллеям, станциям метро и т.п.
если я - часть твоей судьбы, когда-нибудь мы встретимся снова. (С)

Оффлайн Силена

  • Тут всегда
  • *****
  • Сообщений: 536
  • Карма: +12/-0
    • http://vk.com/silena22
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #30 : 15 Февраль 2016, 18:01:17 »
вы глубоко отыгрывали роль

Такого не было - так чтобы глубоко и с завершением.
Но иногда цепляю из поля что-нибудь, связанное с данным местом. Феномен заместительского восприятия может включаться самопроизвольно и чаще всего по резонансу. Ну, а Поле так сказать...пользуясь случаем...

Оффлайн Мальва

  • Часто здесь
  • ***
  • Сообщений: 121
  • Карма: +11/-0
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #31 : 17 Февраль 2016, 17:39:25 »
через арку в доме и через обычный коридор учреждения я выходила в другое место.
Размышляю о пространствах коридорного типа.
Мы воспринимаем такие проходы как тоннели: вошли на одном конце и вышли на другом. Аллея, тоннель, подземный переход, дорога в лесу, - они такие и есть по сути. Перекликаются с морфотипом моста: соединяют здесь и там.  И получается, что вот этот единственный выход вывел в иное пространство, не то, которое предполагалось. Единственная возможность  заменилась совершенно другой. Любопытно, насколько это в тот момент соответствовало жизненной ситуации?
А вот коридор учреждения по сути другой: это общее пространство, в которое по бокам выходит много небольших частных пространств кабинетов. Он мог бы быть круглым залом, да только не к чему и места жалко, поэтому к нужной двери подошли и ок. Но протяженное пространство вызывает или формирует тип внимания, устремленный вперед, вдаль, даже если там нет реального выхода - стена или окно. Nekele, в коридоре учреждения шаг в иное пространство был по направлению вдоль и вдаль коридора или в одну из боковых дверей?

Оффлайн Nekele

  • Хозяйка
  • Тут всегда
  • *****
  • Сообщений: 8279
  • Карма: +634/-0
    • Дом Некеле
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #32 : 17 Февраль 2016, 19:27:36 »
Вдоль и вдаль коридора, затем тамбур, затем двери - и другое место.
если я - часть твоей судьбы, когда-нибудь мы встретимся снова. (С)

Оффлайн Силена

  • Тут всегда
  • *****
  • Сообщений: 536
  • Карма: +12/-0
    • http://vk.com/silena22
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #33 : 22 Февраль 2016, 12:31:26 »
В аспекте связи  материального и тонкого пространства могу добавить воронки, расщелины (обрывы), трамплины.
Практически во всех оврагах, по которым я лазила в лесах, всегда что-то происходило кроме  упавщих деревьев и ручьев.
Такая Полевая картография чаще встречается в природе, чем в архитектуре. Но, например, от винтовых лестниц веет воронкой, особенно движение когда сверху вниз.

Оффлайн Clarissa

  • Тут всегда
  • *****
  • Сообщений: 663
  • Карма: +10/-0
  • Живу, люблю
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #34 : 23 Февраль 2016, 21:37:04 »
К оврагам плюсую. А если еще и вода там течет..  8)
И еще там, где получились естественные арки, переход очень ощутим.
Духи утренних трав,
что взросли на крови,
говорят, что пора
сеять зёрна Любви.
Призывает Весна, -
встаньте, дети огня
от Великого сна
в свете нового дня.
Шепчут духи травы, -
вышло время войны,
бросьте зёрна Любви
в землю новой Весны

Оффлайн Nekele

  • Хозяйка
  • Тут всегда
  • *****
  • Сообщений: 8279
  • Карма: +634/-0
    • Дом Некеле
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #35 : 26 Февраль 2016, 23:08:52 »
Наконец я могу вдумчиво посидеть над этой темой. И потому подниму давний пост Мальвы.

И если нам нужно какое-то новое пространство, мы не можем его создать, но можем выделить.
Вот  три способа:
- границы;
- свойство;
- центр.
Создать границы:
Интимное пространство посреди толпы = кабинка для переодевания на переполненном пляже.
Безопасный жар и устойчивый мороз в общем комфортном пространстве = духовка и холодильник.
Зачерпнуть воды из ручья, когда нет никакой посудины = сложить ладони чашей и создать вместилище- пространство для воды.
Дополнительное пространство в переполненном городе для общения, торговли и досуга = Гинза, главная улица Токио. Магазины, рестораны, клубы и всевозможная движуха располагается на всех этажах многоэтажных зданий. При чем здесь границы? Этажи, перекрытия, пол - это они. Границы, благодаря которым мы противостоим силе тяжести и не сваливаемся в тартарары. Основная такая граница - поверхность земли, а перекрытия этажей как рукотворные земли.
В архитектуре это практически все: стены ограничивают пространство дома, фасады домов - пространство улицы, бордюрный камень - проезжую часть.
Придать свойства:
Повышивать в темноте = включить торшер.
Проехать по непроходимой местности = прочистить грейдером дорогу в сугробах или настелить гать по болоту.
Войти в пространство, подходящее для спорта = надеть спортивный костюм и обувь.
В пространстве это дороги, засеянные поля, спортивные и детские площадки, парки.
Активировать центр или источник:
Теплое место в холодном лесу  = разжечь костер.
Продать пылесос = создать пространство для обмена = дать объявление.
Создать пространство чтения = открыть книгу.
В городе так работают башни, монументы, памятники, фонтаны.

Эта концепция для меня очень красива. Она сразу про многое созвучна мне.
Во-первых, я полностью согласна, что пространство существует без наших усилий, и это было до нас и будет после.
Мы не создаем его. В то же время всякий человек его меняет. Даже несколько шагов меняют все, см. "Эффект бабочки".
То есть, из огромного количества потенциальных возможностей мы выуживаем несколько и делаем из них надобную нам структуру. Что и описано в вашем посте - обозначаем границы, центр и свойства.
В этом процессе образуется некий симбиоз человека и пространства. Всегда разный. Иногда очень приятный, порой тяжкий.

Наше пространство, созданное для чего-то, существует, пока мы с ним взаимодействуем. И тогда история с Амстердамом уподобляется истории любви или долгого знакомства. Чем больше связей внешней и внутренней нашей реальности создается по пути, тем теснее мы соединяемся.
Если не вложиться в связи, соединиться нечем. Оттого история не случается.

Грандиозный ресурс создания пространства сидит в том, что есть разные масштабы. В проектировании это последовательное увеличение детальности проработки.

А это как распаковка архива, и она, возможно, требует не только смены зума, но и вложений внимания наблюдающего. Мы одухотворяем то, на что смотрим, оно приобретает глубину и резкость.


Как работают амулеты? Являются ли они источником пространства или отмечают вход в пространство, созданное свойствами?
Как устроено в вашей КМ: вы создаете пространства или выделяете?

Как по мне, амулеты не источники пространства, и не врата в него. Они действуют в существующем, меняя вероятности, но сохраняя структуру.

А что касается меня, то я тоже меняю вероятности, и мне нравится создавать места или вещи, где я могу быть проявлена. Тут вот, например. Или в моем доме. Если в ваших терминах, то, скорее, это все же "выделяю пространство".
если я - часть твоей судьбы, когда-нибудь мы встретимся снова. (С)

Оффлайн Мальва

  • Часто здесь
  • ***
  • Сообщений: 121
  • Карма: +11/-0
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #36 : 27 Февраль 2016, 10:08:13 »
Nekele, большое спасибо!
Очень созвучно все, что вы написали.
Особенно связи. Это основа градостроительства, но я даже не знала, как подступиться к этой теме, а она, оказывается, уже звучит и отзывается.

Энергообмен и структура связей - близнецы-братья, как вы считаете?
Мы говорим энергообмен подразумеваем связи? И далее по тексту :)

(И кажется, у меня срослось про структуру архетипов :))


Оффлайн Nekele

  • Хозяйка
  • Тут всегда
  • *****
  • Сообщений: 8279
  • Карма: +634/-0
    • Дом Некеле
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #37 : 27 Февраль 2016, 16:28:56 »
Связи - это средство энергообмена существ между собою, миром и духом.
если я - часть твоей судьбы, когда-нибудь мы встретимся снова. (С)

Оффлайн Мальва

  • Часто здесь
  • ***
  • Сообщений: 121
  • Карма: +11/-0
О структуре архетипов.
« Ответ #38 : 29 Февраль 2016, 00:32:05 »
Напишу здесь свои находки по структуре архетипов, чтобы не растекаться мыслью в теме 12 персонажей.

Нарыла в теме архетипов два направления.

Первое направление - идеальные образы.

Заход о клюкве в красном не праздный :))
Есть такие смыслы, или понятия, или слова, или идеи, которые никак не воплощены в реальности сами по себе. Они существуют только в мире идей. Например, цвет. У нас нет никакой возможности увидеть красный. Только предмет красного цвета. И это значит, что ягода клюква, которой самой-то по существу пофигу, является для нас проводником идеи красного цвета.
Золото - проводник идеи идеальности. Для одного приемника. А для другого - вовсе даже проводник образа Маммоны.
Баба Нюра, продающая на рынке варенье, кому-то проводит образ вздорной базарной бабы, кому-то - бабушки, у которой всегда есть вкусненькое, кому-то - успешного частного предпринимателя. (Фактически она ничем из этого не является, а является женщиной какого-то возраста, роста, веса и др)
Так же работает хороший фильм или (любое произведение искусства) - каждому зрителю показывает что-то свое, отвечает на незаданные вопросы, раскрывает потаенные чувства. Благодаря многогранным, сложным и неоднозначным образам.
И вот тут важно, как назвать эти образы, которые принимают на себя идеи и проекции, чтобы понимать суть и не путаться. Это не проводники и не носители. Они как манекены или экраны. Надо подобрать хороший термин.

Тут очень отзывается метафора архетипа как фильтра восприятия. Мы смотрим на человека через призму архетипа и видим воплощенную идею Мудреца, например.
Причем! :) кому-то (я знаю пару таких людей) достаточно увидеть окладистую седую бороду, чтобы образ конкретного живого мужчины совместился с внутренней идеей Мудреца. И мы не можем сказать, что эти люди не правы, просто вот так у них выглядит этот кусок коллективного бессознательного.
Не зря же анекдот: бороду я сбрею, а ум-то, ум куда???

Это я еще и к тому, что 12 ролевых архетипов совсем не то же самое, что зодиак или соционические типы. Те - инструменты. Хорошие, рабочие, но про другое. Человек, имеющий соционический тип Штирлица не проводит идею или образ Штирлица. Вячеслав Тихонов его прекрасно провел и этого достаточно.

Похоже, эти 12 идей или смыслов о том, каким бывает человек, очень важны (для Духа?)

И мне кажется важным, что образы архетипов могут иметь совершенно разное детальное наполнение, но легко узнаваться.
Это мы посмотрели на тему снаружи.
Приглашаю обсудить.

Оффлайн Мальва

  • Часто здесь
  • ***
  • Сообщений: 121
  • Карма: +11/-0
О структуре архетипов
« Ответ #39 : 29 Февраль 2016, 00:37:24 »
Теперь посмотрим на архетипические образы изнутри.

Второе направление - варианты целостностей.

В бессознательном хаосе есть какие-то проблески, кусочки, детальки образов. Есть что-то осознанное ранее. И все это собрано в причудливый узор с некими взаимосвязями. Как конструктор одновременно из лего, тетриса, деревянных кубиков, домино, набора юный электрик, картофелины и моркови.
Мы можем вырезать из картона трафарет. Допустим, силуэт слоника. И посмотреть на свой хаос сквозь трафарет. Мы увидим слоника! Ого! Какой слон! У него уши в горошек, одна нога синяя, а вторая из морковки. Силуэт наполнится деталями, лишнее, что мешает видеть образ слоника, будет отсечено, его закроет картон трафарета. Мы можем какое-то время с ним поиграть: вот, какой у меня внутри оказывается слоник с ушами в цветочек. (Крылья как у пчелы, вместо ушей цветы...) но такие образы неживучи, как писала недавно
Чонора.
пройдя какой-нибудь простенький интернет-тестик типа "Какое Вы в телеге колесо?", я примерно два часа ощущаю на себе его воздействие. Я говорю по телефону, выполняю простые бытовые действия, общаюсь с близкими не как "просто я", а как то самое колесо, отличное от всех прочих колес. Потом проходит.


Я думаю, тема имитаторов из этой же серии - некоторые детали носителя укладываются в трафарет наблюдателя и образы совмещаются. А часть деталей не соответствует и вызывает диссонанс.

И есть другой вариант. Можно сосредоточиться на связях и уникальных функциях кусочков и деталей. Увидеть их как конечности или органы некоего существа, организма, целостности. Возможно, это тоже окажется слон. Скорее всего это будет очень странный слон. На трех или пяти ногах, несимметричный, с  длинной шеей или тремя сердцами. Но это будет живой организм, у которого каждый орган на своем месте, и со своей задачей, и даже такие похожие ноги невозможно поменять местами. Он имеет собственную структуру и не развалится за несколько дней. Думаю, такой странный слон и есть пример архетипа во внутреннем мире человека.

Оффлайн Мальва

  • Часто здесь
  • ***
  • Сообщений: 121
  • Карма: +11/-0
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #40 : 31 Март 2016, 14:53:04 »
 Есть заезженные слова: город это живой организм. Каждый вкладывает в это свои смыслы. Но факт тот, что город- это не большая деревня. Смысл города не в том, что дома из камня и не в том, что здесь есть заводы и офисы или высокие здания. Любой город отличается от деревни особым энергообменом. Город - это всегда центр связей. Энергия в виде людей, транспорта, ресурсов, товаров, информации входит в город и выходит из него. Причем выходит уже преображенной. Город занимается трансформацией энергии. Промышленные города трансформируют ресурсы в продукт, торговые - продукт в приобретение, столицы создают и транслируют власть. Часть потока оседает в самом городе. Материализуется в виде зданий и мостовых. И они в свою очередь становятся ресурсом для того, чтобы город жил дальше.
И тут я вижу интересные аналогии с ролевыми архетипами. Например, город зародился как торговый, сформировал структуру, подходящую этой задаче: торговую площадь, посады, городское самоуправление. С ростом влияния появились конфликты. Город становится воином. Нужны стены, рвы, запасы продовольствия и арсенал. Победив врагов и накопив ЛС, становится столицей.
Появляются представительские здания. Парадные проспекты. Власть вкладывает ресурсы во внешний облик города. Транслирует свои ценности и создает иллюзии. Потоки энергии смещаются и в области смыслов и в реальном пространстве.
В какой-то момент получается, что старые органы и артерии (здания и дороги), которые были очень важны, становятся неактуальными. Но чем они были важнее, чем сильнее был город в те времена, тем более монументальные руины остаются от прошлых периодов. В этом смысле очень показателен Рим. В Средние века форумы Древнего Рима использовали просто как каменоломни, но и то не смогли полностью разобрать. При Муссолини они воспринимались как досадное неудобство. И только с развитием туризма памятники Древнего Рима снова стали актуальным и полезным ресурсом и активно включились в энергообмен.

Оффлайн Мальва

  • Часто здесь
  • ***
  • Сообщений: 121
  • Карма: +11/-0
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #41 : 19 Май 2016, 08:56:56 »
Часто бывает очень сложно ответить на вопрос "Зачем"?
Интересна ли архитектура мастерам других специальностей? Зачем она им?

Мне очень созвучны слова Джана:
Цитата: Djun
Но я учу тебя видеть законы бытия в привычных вещах, показываю, как через шахматы можно тренировать видение. Чтобы расти, ты вынужден всякий раз подавать заявку на Силу, пытаясь воспринимать иначе, чем привык. Только так твоё осознание сможет вырасти.

Мы с Юной задумали встречу на тему "Границы":

21 мая, в субботу, с 12-00 в антикафе в центре Москвы, на м. Добрынинская.

Я, как архитектор, расскажу об архитектурном понимании границ в материальном мире. О том, какие границы есть в природе, как и зачем создает границы архитектор. Будем смотреть слайды и размышлять о потоках и границах в  Венеции; о Берлинской стене, как травме и исцелении пространства.
Выйдем на понимание границы, как ресурса.

Юна, как мастер внутренней Монголии, предлагает практические упражнения о личных границах, правилах "паспортного контроля" и "получения виз". Будем щупать границы "себя" и определять, где "я", а где "не я".

Приглашаем вас послушать, поработать, обменяться мнениями, посмотреть иначе на привычные вещи и, возможно, расширить свои границы.

Стоимость: "фри донейшен" + оплата времени в антикафе от 2р/мин.
Адрес в личке.
Приносите флешку, чтобы забрать слайды для "домашней медитации" на тему.





Оффлайн Мальва

  • Часто здесь
  • ***
  • Сообщений: 121
  • Карма: +11/-0
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #42 : 26 Январь 2017, 10:30:41 »
Друзья, я с новой идеей на мою любимую тему междисциплинарного обмена.
Немного рассуждений и анонс.
 
Продолжаю искать свой формат передачи «Архитектура для неархитекторов». Мастер-класс «Про домик» – хорошо. Вещать в эфире – совсем не идет. Все-таки мне очень важна практика и общий рабочий процесс. Придумала одну штуку, опробовала и очень вдохновлена. Дальше приглашение в виде описания.

Рабочее название: «Градостроительный масштаб. Практикум.»
Будем работать с пространством метафорического города в роли градостроителей.

Практикум будет длиться неделю с 3 по 11 февраля. Начнется он-лайн и завершится живой встречей в Москве 11 февраля.
Вы можете иметь запрос. Вашу ситуацию или задачу, возможно ваш проект или отрезок времени,  который вам интересно увидеть или осознать как пространство. Или как структуру. Я не буду знать ваш запрос. На практикуме мы создадим пространственную метафору-город и будем работать с его архитектурой.
 
Специальные навыки не требуются.

Как все будет происходить.
Если вы записались на практикум, то 3 февраля вы получите письмо с домашним заданием. Задание состоит из двух частей. Первая часть займет примерно час. Вам потребуется свободный стол и фотоаппарат. Вторая часть потребует от одного до двух часов, пару листов А4 и ручку, которой приятно писать. У нас будет группа в ФБ, где можно будет познакомиться друг с другом и с нашими городами, задать вопросы по ходу работы. Первое задание в двух частях нужно будет закончить до утра вторника и получить второе задание.  Для него потребуется час, несколько листов А4 и любимая ручка.

После этого моей задачей будет создать для наших городов профессиональный контекст. Я подберу аналоги подобных городов, работы мастеров со сходными задачами, приведу примеры интересной графической работы. Увидим много красивых картинок.

Наша встреча в субботу 11 февраля начнется  с теории. Для меня очень важно, чтобы это была не общая абстрактная лекция по основам градостроительства, а очень конкретная  история для каждого из ваших городов. Это одна из причин, чтобы начать работу за неделю до встречи: теория подтягивается за практикой, а не наоборот.

После этого начнем рисовать, формулировать задачи, чертить, обсуждать. Примерно 6 часов незнакомого делания с полным погружением. В основном станем работать с опорой и потоками. Обязательно коснемся границ и ресурсов пространства. Все материалы и инструменты я подготовлю.

Итогом нашей работы станет графический лист «Генеральный план развития города». По сути это будет карта объемной, многоплановой метафоры пространства вашего запроса. Визуальный материал для вашей самостоятельной работы с образами, символами и проекциями.


Вчера в ФБ у Артемия Лебедева: «Удивительно, как много на свете специализированных знаний и как редко их владельцы пересекаются и взаимно обогащают друг друга.»

Буду очень признательна за ваши мысли о прочитанном и вопросы.
« Последнее редактирование: 10 Апрель 2017, 18:20:09 от Мальва »

Оффлайн Naja

  • Тут всегда
  • *****
  • Сообщений: 1302
  • Карма: +165/-0
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #43 : 26 Январь 2017, 10:36:20 »
Мысли от прочитанного: очень круто, интересно, есть куда, хочу.
Указанное время занято другим каждодневным обучением, посему буду рада второму "потоку".
Hic habitat felicitas (C)

Оффлайн Авиталь

  • Тут всегда
  • *****
  • Сообщений: 1107
  • Карма: +136/-0
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #44 : 26 Январь 2017, 12:28:44 »
Я уже попробовала этот процесс, и это было очень продуктивно для меня. Участвую, обязательно.

Оффлайн Мальва

  • Часто здесь
  • ***
  • Сообщений: 121
  • Карма: +11/-0
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #45 : 27 Январь 2017, 16:51:51 »
Naja, спасибо! Буду рада поработать вместе. Возможно, уже первый поток подвинется.
Авиталь, спасибо! В следующий раз наверняка будет иначе.

Оффлайн Мальва

  • Часто здесь
  • ***
  • Сообщений: 121
  • Карма: +11/-0
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #46 : 16 Март 2017, 17:13:16 »
Искала литературу об образах пространства, о взаимосвязи пространств внешних и внутренних.
В книгах по феншую эта связь остается за скобками, в эзотерических - нарочито драматизируется. Нашла любопытное.
Гастон Башляр. "Поэтика пространства."
Материалом для исследования послужили произведения поэзии и прозы. Автор вычленяет в текстах образы, соответствующие пространственным феноменам: (дом, мир, ящик, лестница) и анализирует их значение и звучание во внутренних пространствах человеческой души. Текст развернутый и пространный. Процитирую ключевые мысли.

Глава I. Дом от подвала до чердака. Смысл хижины

I

...дом — одна из самых мощных сил, интегрирующих человеческие мысли, воспоминания и грезы. Связующий принцип этой интеграции — воображение. Прошлое, настоящее и будущее придают дому импульсы различной динамики, нередко эти импульсы вступают во взаимодействие, то противоборствуя, то стимулируя друг друга. Дом вытесняет случайное, незначащее из жизни человека, наставляя его в постоянстве. Если бы не дом, человек был бы существом распыленным. Дом — его опора в ненастьях и бурях житейских. Дом — тело и душа. Это первомир для человека. Прежде чем быть «заброшенным в мир», как учат скороспелые метафизические теории, человек покоится в колыбели дома. И в наших грезах дом — это всегда большая колыбель. Бытие сразу предстает как ценность. Жизнь начинается хорошо, с самого начала она укрыта, защищена и согрета во чреве дома.

II

Под топоанализом нужно понимать систематическое психологическое исследование ландшафта нашей внутренней жизни. В театре прошлого, каким является память, декорации удерживают персонажей в их главной роли. Иногда мы думаем, будто познаем себя во времени, тогда как мы знаем лишь последовательность фиксаций в некоторых пространствах стабильности нашего существа, которое противится текучести бытия... Во множестве своих сот пространство содержит сжатое время. Для того оно и предназначено.

Память — вот что странно! — не фиксирует конкретную длительность. ... Упраздненные длительности нельзя пережить вновь. Их можно лишь помыслить, мысленно расположить на оси абстрактного времени. В пространстве находим мы прекрасные окаменелости времени. Воспоминания недвижны и тем более прочны, чем лучше они размещены в пространстве.

III

... бессознательное имеет место жительства ... это прекрасное, удачное место жительства. Бессознательное обитает в пространстве полного блаженства. Нормальное бессознательное умеет повсюду расположиться с удобством. Психоанализ приходит на помощь бессознательному в тех случаях, когда оно не находит себе места, ибо его грубо выгнали или хитростью вытеснили из дома. Однако психоанализ скорее будоражит, чем успокаивает. Психоанализ призывает личность жить вне обиталищ бессознательного, открыться жизненным приключениям, выйти из своей скорлупы. Естественно, такое воздействие благотворно. Ведь внутренняя сущность должна обрести внешнюю судьбу.

IV

Подлинные дома воспоминаний, дома, постоянно притягивающие наши мечты, неиссякаемые источники ...  противятся описанию. Описывать их — значит кого-то в них привести.

Но независимо от воспоминаний родной дом вписан в нас физически...  Мы являем собой диаграмму функций обитания в этом доме, и другие наши жилища — лишь вариации на основную тему. «Привычка» — слишком избитое слово, чтобы выразить чувственную связь не забывающего тела с незабываемым домом.

Итак, помимо позитивных ценностей защиты в родном доме утверждаются ценности воображения, последние ценности, которые остаются, когда нет самого дома. Центры скуки, одиночества, грез вместе составляют онирический дом, более долговечный, нежели рассеянные в родном доме воспоминания.

V

Дом — воплощение образов, дающих человеку опору или иллюзию устойчивости.  ... чтобы упорядочить эти образы, представляется необходимым рассмотреть две главные связующие темы.
1. В нашем воображении дом предстает как некая вертикальная сущность. Дом возвышается. Его отличия определяются по вертикали. Дом пробуждает в нас сознание вертикальности.

О квартире в многоэтажном доме: «Мой дом» — попросту некая горизонтальная плоскость, не более того. Помещения квартиры зажаты в тиски одноэтажности, тем самым упразднен один из фундаментальных принципов различения и классификации ценностей домашней жизни. 

2. В воображении дом предстает как сущность концентрическая. Он пробуждает в нас сознание центральности.

Развернуто о концентричности: VI

Стоит ему лишь слегка преобразить мысленно общую комнату и вслушаться в гудение печки в вечерней тишине, когда за окном бушует северный ветер, — и вот прямо посреди своего дома, в световом круге, очерченном лампой, он становится обитателем круглой первобытной хижины. Сколько жилищ оказались бы вставленными одно в другое, если бы воплотились в деталях и в иерархическом порядке все те образы, которые оживляли наши домашние грезы. Сколько рассеянных ценностей могли бы мы собрать, переживая со всей искренностью образы наших грез!

Хижина отшельника - это гравюра, которой излишняя красочность способна только повредить. Она черпает подлинность в интенсивности своей сути, сути глагола «обитать». Хижина означает, прежде всего, сосредоточенное одиночество. В мире легенд хижина не может быть общежитием.   

Оффлайн Мальва

  • Часто здесь
  • ***
  • Сообщений: 121
  • Карма: +11/-0
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #47 : 16 Март 2017, 17:51:31 »
Очень старалась выбрать самое ценное, все равно получилось много букв. Выделю жирным, то, что мне особенно понравилось.

Глава II. Дом и мир

I

Мы почувствуем себя защищенными внутри домика в долине, мы «укутаны» покрывалом зимы... И мы согреты, потому что холодно снаружи.

... снег с чрезвычайной легкостью упраздняет внешний мир. Он окрашивает всю вселенную в один универсальный цвет. Единственное слово — «снег» — полностью выражает мир и уничтожает его для тех, кто находится в доме. ... зимний космос за пределами жилья — это космос упрощенный. Это не-дом - в том смысле, в каком метафизик говорит о Не-Я. ... В доме все дифференцируется, становится многообразнее. Благодаря зиме дом обретает резервы и нюансы уюта. В мире, лежащем за стенами дома, снег заметает следы, засыпает дороги, глушит звуки, маскирует краски. Мы ощущаем в этой универсальной белизне действие космического отрицания. Домашний мечтатель знает, чувствует все это, и ослабление бытия внешнего мира позволяет ему с большей интенсивностью переживать все ценности бытия сокровенного.

III

<Не правда ли, кажется, что силы стихии в своей гордыне нас даже не замечают? Меж тем как на природе они видят одинокий дом, заключают его в свои мощные объятия и придают ему стойкость; там тебе хочется выйти из дома прямо в ревущий сад или, по крайней мере, не отходить от окна, и ты понимаешь гнев старых деревьев, раскачивающихся с такой силой, будто в них вселился дух пророков.>

Страница Рильке представляется мне, говоря языком фотографии, «негативом» дома, некой инверсией функции обитания. Гроза ревет и гнет деревья; поэт стремится покинуть кров, но влечет его не желание насладиться ветром и дождем — он слышит зов мечты ... Дом и мир не просто соседствуют в пространстве. В сфере воображения дом и мир взаимодействуют, обмениваясь импульсами, и рождают грезы противоположного толка. ... испытания «закаляют» старый дом. В победах над ураганом дом накапливает силу. ... в старом доме, в родном доме мы чувствуем себя безопаснее, спокойнее, чем в доме, затерянном среди городских улиц, где мы находим кратковременное пристанище.

IV

Дом Маликруа44 зовется «Ля Редус». Он построен на острове в Камарге, неподалеку от ревущей реки. Это скромный дом. Он кажется хрупким. Мы убедимся в его мужестве.

... приближение бури.  ... <Ничто не дает такого чувства бескрайнего простора, как тишина. Я вошел в этот простор. Шум окрашивает пространство, насыщая его звуковой материей. Безмолвие совершенно очищает его - нас охватывает чувство шири, бездонности, бескрайности. >

<... Примчались новые ветры и, атакуя с земли, ринулись на стены. Под их стремительным натиском гнулось все — гибкий дом, наклонившись, выдержал звериный удар. Должно быть, несокрушимые корни крепко привязывали его к островной земле, откуда и черпали сверхъестественную силу тонкие стены из тростника и досок, покрытых слоем штукатурки. Буря осыпала оскорблениями ставни и двери, изрыгала дикие угрозы, улюлюкала в каминной трубе — всё было напрасно: дом, укрывший мое тело, дом, ставший человеческим существом, не сдавался. Он прижался ко мне, как волчица, и мгновеньями я ощущал его материнский запах, проникавший прямо в сердце. В ту ночь дом и вправду был мне матерью.

Он один был мне защитой и опорой. Нас было только двое. >

Говоря о материнстве дома в книге «Земля и грезы о покое», мы приводили строки Милоша, где соединены образы Матери и Дома:

«Моя Мать», — говорю я.
И думаю о тебе, Дом!
Дом прекрасных, смутных дней детства.

 Действительно, дом — это прежде всего объект геометрической формы. Мы испытываем искушение заняться рациональным анализом этого объекта. В своей первичной реальности дом доступен зрению и осязанию. Он построен из ровно обтесанных камней, хорошо пригнанных балок. Прямая линия в нем господствует. Отвес отметил его знаком трезвости и уравновешенности.  Казалось бы, такой геометрический объект должен сопротивляться метафорам человеческого тела и души. Однако транспонировка в человеческий регистр происходит сразу же, едва мы воспримем дом как пространство успокоения и сокровенности, пространство, призванное быть конденсатором и стражем сокровенности.

... благодаря дому нежная материя сокровенности вновь обретает форму - ту форму, в которую она была облечена, удерживая в себе первичное тепло:

И старого дома
Золотое тепло
Струится от плоти к разуму.


V (о словах и рисунках)

 Так утешают меня вычитанные в стихах рисунки. Я поселяюсь в «литературных гравюрах», подаренных мне поэтами. Чем проще дом на гравюре, тем сильнее он возбуждает воображение обитателя. Он не остается «изображением». Его линии крепки. Убежище нас укрепляет. Оно требует от обитателя простой жизни, полная безопасность которой обеспечена именно простотой. Дом на гравюре пробуждает во мне ощущение хижины; я чувствую силу взгляда, свойственную маленькому окошку. Обратите внимание: если я искренне описываю образ, у меня возникает потребность подчеркивать. А подчеркивать - не значит ли это гравировать написанное?

VI

в произведениях Рене Казеля:

«Небывалый дом, где, изливаясь, дышит лава, где рождаются грозы, изнурительное счастье, - когда перестану искать его?

Покончив с симметрией, быть пастбищем ветров.
Дом мой пусть будет похож на жилище морского ветра, приют трепещущих чаек".
Так всякая греза о доме потенциально таит в себе гигантский космический дом. Из центра его во все стороны веет ветер, из окон летят чайки. Столь динамичный дом позволяет поэту жить во вселенной. Или, иными словами, вселенная обитает в доме поэта.

Порой, отдыхая, поэт возвращается в сердцевину дома:
 "... И вновь все дышит
Скатерть бела
Всего лишь скатерть, пригоршня белизны — и дом, найдя свой центр, стал на якорь."

VII
VIII
Иногда дом будущего представляется надежнее, светлее, просторнее, чем все дома прошлого. Образ дома мечты работает в направлении, противоположном родному дому. В позднюю пору жизни мы все еще говорим с непобедимой дерзостью: мы сделаем то, чего не сделали. Мы построим настоящий дом. Быть может, речь идет попросту о мечте домовладельца — воплощении всего, что принято считать удобным, комфортабельным, полезным, долговечным, наконец, желательным для других. В этом случае дом должен удовлетворять требованиям гордыни и разума, что несовместимо.

Поэт  Дюси признался, что всю жизнь с молодости напрасно мечтал о сельском доме с садиком и в семьдесят лет принял решение подарить их себе, не тратя ни гроша, собственной властью поэта. Для начала он завел дом; аппетиты собственника росли, и он присовокупил к дому сад, а потом и рощицу и пр. Все существовало только в воображении поэта, но этого оказалось вполне достаточно, чтобы небольшие химерические владения обрели в его глазах реальность. Он говорил о них, наслаждался ими, как настоящими, и фантазия имела такую силу, что я бы не удивился, заметив во время апрельских или майских заморозков его искреннее беспокойство за свой виноградник в Марли. Он рассказал мне в связи с этим, что один добропорядочный провинциал, прочитав в газете несколько стихотворений, воспевающих скромное имение поэта, предложил ему в письме свои услуги в качестве управляющего, ничего не требуя, кроме жилья и жалованья, которое было бы сочтено приличным».

Итак, в доме мечты должно быть все. Каким бы он ни был просторным, он должен стать хижиной, телом голубки, гнездом, куколкой. Сокровенная жизнь нуждается в уюте гнезда.

Многие мечтатели хотели бы, чтобы дом, комната стали для них платьем по мерке.

Однако повторим еще раз: гнездо, куколка, платье составляют лишь один аспект жилища. Чем сосредоточеннее покой, чем плотнее закрыта куколка, тем дальше устремляет свой полет вылупившееся из куколки существо, чувствуя себя гостем из другого мира.

IX

Активный уход за домом, объединение в нем недавнего прошлого с ближайшим будущим, поддержание его жизнеобеспечения - вот что такое заботы хозяйки.

Но как придать творческую активность работе по хозяйству? Внеся в машинальный жест ясность сознания, соединив протирание старой мебели с занятиями феноменологией, мы почувствуем, что милую домашнюю привычку обогащают новые впечатления. Сознание все омолаживает. Самым привычным действиям оно придает значение начала. Оно властвует над памятью. Что за чудо - вновь сделаться подлинным автором машинального действия!

Анри Боско пишет: «Благодаря усилиям рук и целебному теплу шерсти нежный воск впитывался в полированное дерево. Постепенно оно приобретало неяркий блеск. Казалось, свечение, вызванное магнетическим трением изнутри столетней древесины,

Вещи, за которыми так любовно ухаживают, поистине рождены внутренним светом; они подняты на более высокий уровень реальности по сравнению с предметами безразличными, ограниченными геометрической реальностью. Они излучают новую реальность бытия; не просто занимают свое место в неком порядке, но и причастны таинству порядка.

Оффлайн Мальва

  • Часто здесь
  • ***
  • Сообщений: 121
  • Карма: +11/-0
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #48 : 16 Март 2017, 18:01:43 »
Глава III. Ящики, сундуки и шкафы

I

...коренное различие между образом и метафорой.

Метафора конкретизирует, облекает в плоть труднопередаваемое впечатление. Она имеет отношение к отличной от нее психической сущности. Образ же, производное абсолютного Воображения, именно в воображении черпает полноту бытия. Углубляя сравнение метафоры и образа, мы поймем, что метафора не подлежит феноменологическому анализу. Он просто не имеет смысла, ибо метафора лишена феноменологической ценности. В лучшем случае она представляет собой искусственно созданный образ без глубоких, подлинных, реальных корней. Метафора - эфемерное выражение, или, по крайней мере, таково предназначение метафоры, употребляемой однократно, мимоходом. Следует остерегаться слишком долго над нею размышлять.

В отличие от метафоры, образу можно предаться всем своим читательским существом; образ дарует бытие. Чистое творение абсолютного воображения, образ есть феномен бытия, одно из особых проявлений существа говорящего.

II

Понятия — ящики, служащие для классификации знаний; понятия, подобно готовой одежде, обезличивают опытное знание. Каждому понятию отводится свой ящик в каталоге категорий. Понятие являет собой мертвую мысль, ибо оно, по определению, есть мысль, прошедшая классификацию.

III

IV

Шкаф со своими полками, секретер с ящичками, сундук с двойным дном - вот, поистине, органы тайной жизни души.

Внутреннее пространство шкафа — пространство сокровенное, оно не открывается первому встречному. ... Положить в шкаф что попало мог бы только человек душевно убогий. Класть что попало, как попало, куда попало — признак непростительного ослабления функции обитания. В шкафу находится средоточие порядка, благодаря чему весь дом защищен от безграничного хаоса.  ... Порядок этот — не просто геометрия. Он хранит память об истории семьи. Это знает поэт, который написал:

"Стройность. Гармония. Стопы белья в шкафу. Меж простынь лаванда."


Вместе с лавандой в шкаф проникает и хроника времен года. Лаванда сама по себе вносит в иерархию простынь ... длительность. Ведь прежде чем использовать простыни, надо дать им время ... хорошенько «пролавандиться».  Воспоминания теснятся толпой, едва возникнет в памяти полка, где лежат кружева, батист, муслин поверх более плотных тканей. «Шкаф полон неслышным шорохом воспоминаний», — говорит Милош.

V

Сложные предметы мебели — творения мастеров-ремесленников — свидетельствуют о необходимости секретов, о науке создания тайников. Дело не только в том, чтобы надежно сохранить добро. Нет такого замка, который нельзя было бы взломать. Любой замок привлекает взломщика. Замок — это поистине психологический барьер! Замок с украшениями — прямой вызов нескромности.

Один из персонажей Франца Элленса, намереваясь преподнести подарок дочери, выбирает между шелковой косынкой и японской лаковой шкатулкой. Он останавливает выбор на шкатулке, которая "кажется ему более подходящей к ее замкнутому характеру". Это оброненное вскользь замечание ... составляет сердцевину странного рассказа, в котором отец и дочь скрывают одну и ту же тайну. Требуется незаурядный талант прозаика, чтобы читатель почувствовал тождество родственных теней. ... невозможно понять психологию замкнутого человека, лучше понаблюдать за ним в минуту подлинной радости, когда он открывает новую шкатулку, как девушка, получившая от отца невысказанное разрешение прятать секреты — сохранять свою тайну.

VI

Если в шкатулке лежат украшения и драгоценные камни, значит, предметом поэтического вымысла станет прошлое, длительное прошлое, охватывающее жизнь целых поколений. Камни заговорят, конечно, о любви. А вместе с тем, и о могуществе, и о судьбе.

В шкатулке хранятся вещи незабываемые, незабываемые и для нас, и для тех, кому мы подарим свои сокровища. Прошлое, настоящее, неизвестное будущее находятся здесь в сжатом виде. Таким образом, ларчик — это память о незапамятном.

VII

Когда ларец закрыт, он возвращается в сообщество вещей и занимает свое место в пространстве. Но можно его открыть! ... Одним движением внешнее зачеркнуто, все принадлежит новизне, неожиданности, неизвестности. Внешнее не имеет никакого значения. И — самый большой парадокс - не имеет смысла даже трехмерность пространства, ибо открылось новое измерение: измерение сокровенного.

Порой с любовью изготовленный сундучок таит в себе перспективы бесконечных воображаемых превращений. Открыв ларчик, обнаруживаешь дом, спрятанный внутри. Так, в стихотворении в прозе Шарля Кро мы встречаемся с подобным чудом, когда поэт продолжает работу мебельщика:  «секрет» мебели маркетри порождает воображаемые существа.

«Для того, чтобы постичь тайну вещи, раскрыть изнутри перспективы инкрустации, проникнуть сквозь зеркальные стеклышки в фантастический мир», требовались «весьма быстрый глаз, весьма чуткое ухо, весьма обостренное внимание». Воображение в самом деле обостряет все наши чувства. Фантазирующее внимание готовит чувства к мгновенному восприятию.

«Но наконец я подсмотрел тайный праздник, расслышал почти беззвучные менуэтики, уловил хитросплетения ларцовых интриг.

Открыв створки, видишь как будто гостиную для насекомых, отмечаешь бело-коричнево-черный узор плиточного пола в искаженной перспективе».

...в закрытом ларце всегда заключено нечто большее, чем в открытом. Попытка это проверить губит образы. Воображение всегда больше, чем жизнь.

 

Оффлайн Мальва

  • Часто здесь
  • ***
  • Сообщений: 121
  • Карма: +11/-0
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #49 : 17 Март 2017, 17:27:37 »
Глава IV. Гнездо

I

У Виктора Гюго в одной короткой фразе сконцентрированы образы и субстанции функции обитания. Для Квазимодо, пишет он, собор последовательно служил «то яйцом, то гнездом, то домом, то родиной, то, наконец, вселенной». «Можно, почти не преувеличивая, сказать, что он принял форму Собора, подобно тому как улитки принимают форму своей раковины.

V

Гнездо, как все образы покоя, умиротворения, непосредственно ассоциируется с образом простого жилища. Переход от одного образа к другому - от гнезда к дому и наоборот - возможен только под знаком простоты. Ван Гог, изобразивший немало гнезд и хижин, пишет брату: «Хижина под тростниковой крышей напомнила мне гнездо королька». ... изображая гнездо, он мечтает о хижине, а изображая хижину, грезит о гнезде. Простейший образ двоится, будучи и самим собой, и чем-то иным.

Переживая очевидно единый образ хижины- гнезда у Ван Гога, я вдруг улавливаю игру слов. С удовольствием повторяю про себя: в хижине живет маленький король. Вот образ-сказка, образ, вызывающий в воображении разные истории.

VI

Дому-гнезду не свойственна молодость. В такой дом возвращаются, в него мечтают вернуться.

Гнездо—и это мы сразу понимаем — непрочно, и все же оно является источником грез о надежном укрытии. ... Парадокс решается просто: мы грезим, как бессознательные феноменологи. В нас пробуждается, вместе со своего рода наивностью, инстинкт птицы. ... Этот очаг животной жизни таится среди огромной массы жизни растительной. ... Оно причастно покою растительного царства. Это точка в счастливой вселенной больших деревьев.

Один поэт пишет:
Я мечтал о гнезде, огражденном от смерти деревьями.


Итак, созерцая гнездо, мы находимся у истоков доверия к миру, ...  Неужели птица стала бы строить гнездо, не имея инстинкта доверия к миру? ... Наш дом, в его онирическом могуществе, - это гнездо в мире. 

VIII

Каждая жизнь в зачатке есть блаженство. Бытие начинается с благобытия. Созерцая гнездо, философ успокаивается и продолжает размышлять о своем бытии, ... мечтатель может сказать: мир — гнездо человека.

Борис Пастернак говорит об «инстинкте, с помощью которого мы, подобно ласточке, строим мир — гигантское гнездо, сплав земли и неба, смерти и жизни и двух времен — свободного и недостающего»

 



 

Оффлайн Мальва

  • Часто здесь
  • ***
  • Сообщений: 121
  • Карма: +11/-0
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #50 : 05 Январь 2018, 12:29:32 »
Друзья, у меня есть две программы, которым самое время в начале года.

Мастеркласс "Я создаю свой дом" и практикум "Волшебный город".

Первая - это отличный начало для тех, кто намеревает свой дом. Будет рассказ о том, как архитектор видит сущность дома, мы сконцентрируем ваши образы и мечты и поработаем творцами: воплотим идеи в реальный архитектурный макет.

Вторая тема о пространстве внутреннего города, - для тех у кого накопилось очень много багажа. Знаний, умений, идей, вещей, опыта, осознаний. Мы будем строить и рисовать ваш внутренний город, анализировать его пространство и структуру. Соберем все воедино и проявим суть. Вы увидите буквально глазами какие сферы могут быть источниками ресурса, а во что можно вложиться и получить результат.

Одну работу можно сделать в понедельник 8 января, вторую в следующие выходные. Москва, центр. Группа от одного участника. 3000руб

Если вам нужно и интересно, пишите, пришлю отзывы и отвечу на вопросы.

Оффлайн Adonea

  • Занесло на огонек
  • *
  • Сообщений: 2
  • Карма: +0/-0
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #51 : 11 Январь 2018, 20:50:01 »
Иээх, а онлайн нету? Чрезвычайно актуальная тема.

Оффлайн Мальва

  • Часто здесь
  • ***
  • Сообщений: 121
  • Карма: +11/-0
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #52 : 14 Январь 2018, 00:28:01 »
Adonea, можно по скайпу.

Оффлайн Мальва

  • Часто здесь
  • ***
  • Сообщений: 121
  • Карма: +11/-0
Re: О пространстве, архитектуре и вообще.
« Ответ #53 : 14 Январь 2018, 00:29:17 »
Наконец у меня прояснилось понимание, как работает взгляд на любую тему через метафору города. Да через любую объемную метафору. Хоть через физику, хоть через бухгалтерию. Мне все время не давал покоя вопрос интерпретаций. Интуитивно понимала, что они не особенно нужны. Андрей Курпатов объяснил простыми словами:
https://m.youtube.com/watch?feature=youtu.be&v=0M4GvJzrqQc
Все интересно, с 40 минуты о природе вдохновения и принципе загрузки массива объектов.

<Что мы возможно имеем в виду, когда говорим про вдохновение. ... процесс, когда мозг начал сам собирать то, что нам нужно. ... его нужно ввести в это состояние, когда он будет собирать то, что нам нужно.
он это будет делать по двум причинам: если нам это очень нужно.. по своим внутренним состояниям и переживаниям, а не потому что сказали, что дедлайн. Это прет изнутри. А снаружи должен давить объем элементов, который вы собрали внутрь своей головушки, а точнее дэфолт системы мозга, ... для того, чтобы у вас был очень большой объем пространства на котором вы функционируете. Если вы будете писать сценарий на основе одной идеи, это будет совершенно нулевая конструкция. ... что делает Станиславский? Каким образом он расфуфыривает одну простую вещь, превращая ее в историю, в судьбу, в переживания, в опыты. Он создает огромный массив интеллектуальных объектов, в которых я начинаю двигаться самопроизвольно, потому что они уже имеют для меня тяжесть, уже искривляют пространство, они заставляют меня двигаться туда, сюда, пятое-десятое. ... Поэтому исследовательский этап, когда вы загружаете в себя все эти объекты, создавая вот это пространство смыслов, в котором все взаимосвязано, все друг друга потягивает ... и дальше Шило изнутри!!! И после этого вы как комета пролетаете по этому пространству, потому что там есть тяжести, состояния ...(показывает извилистую траекторию рукой) и вот этот полет можно назвать вдохновением. Но это не вызванная вещь, а это результат того, что вы свой мозг грузили-грузили-грузили, заставляли себя переживать, чувствовать, думать про это, видеть в разных комбинациях, в каких-то образах других, в других мирах, которые вы параллельно создаете, и его (мозга) собственная внутренняя активность, которая говорит, что пора родить. И если мы сделали этот мир достаточно интересным, то траектория нашего движения будет сложной и нашему потенциальному читателю, зрителю и тд будет интересно следить за нашими кульбитами.>