Не смотри назад
Не оборачивайся, когда уходишь из мира мертвых. Не смотри через плечо на оставленную тобой жизнь. Не оглядывайся на кладбище, если занесло туда ночью, и без оглядки уноси ноги из гиблого леса, из старой бани и с пустынного перекрестка, если нет у тебя там дела.
В библейской истории о жене Лота, в мифе об Орфее, в бесчисленных волшебных сказках повторяется один и тот же мотив: не смотри назад.
Всякая история, особенно из тех, которые рассказывают веками, содержит прикладные смыслы. Орфей пытался вернуться прежним. Чтобы у него с Эвридикой все пошло как раньше, рядком и ладком. Лотова жена (как ее звали?) хотела обратно, в навсегда потерянную жизнь. А все обернувшиеся на страшное за спиной, скормили себя тому страху. Но никто не может вернуться прежним, а новое впереди требует, чтобы с него не сводили глаз.
На что ты смотришь, тому ты принадлежишь. Так что, если живой, смотри вперед, на живое. И есть ответная присказка про то, что оставляешь за собой: с глаз долой - из сердца вон.
Так что я тут не только про смерть, но и про любовь, и про дело. Много можно сил слить, если глядеть вслед несбывшейся истории, не давать ей закончиться.
Давно усопшие стартапы, которые отказываются закрывать их создатели. Люди, рыскающие по соцсетям своих бывших.
Пока ты смотришь назад, ты не видишь, куда ты движешься, не знаешь, куда встанет твоя нога, и не увидишь, кто толкнет тебя под руку. Оттого человек незаметно для себя пытается остановиться, раз уж обернулся. Но остановившийся рискует превратиться в соляной столб.
Вынуть свое внимание из того места, откуда уходишь, и целиком уйти за вниманием вперед - полезное умение. Так можно унести ноги даже с очень нехорошего перекрестка.
картинка: Василисе из истории про бабу Ягу и материнскую куколку тоже нельзя было оглядываться. И у нее хорошо получилось.